Азиатский крен российской нефти лишит заработков порты Прибалтики

Снижение объемов поставок российской нефти в Европу - естественный процесс, часть общей стратегии, связанной с переориентацией рынка в целом. Смена же приоритетов на Азию чревата потерями доходов прибалтийских портов. Об этом говорят эксперты, опрошенные ФБА "Экономика сегодня". Поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Европы снижаются из-за роста поставок в Китай. По информации Bloomberg, с января по май через основные порты в Балтийском и Черном морях РФ поставила на 19% меньше сырья, чем годом раньше. При этом объем поставок в Китай вырос на 43% в первые три месяца текущего года. Россия является основным поставщиком нефти для Европы, и в качестве замены планируется сырье из стран Ближнего Востока. Те, в свою очередь, снизят поставки в Азию, так как там проигрывают российским конкурентам. Все это, по мнению экспертов издания, чревато убытками морских перевозчиков. Уже сегодня они испытывают трудности из-за сокращения поставок нефти странами ОПЕК при избыточном танкерном флоте. Скользить по поверхности В публикации Bloomberg присутствует определенное лукавство, говорит старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко. Речь, как мы видим, идет о снижении поставок через Прибалтику. Это не значит, что объем поставок в Европу снизился в целом. Кроме того, в связи с тем, что Россия взяла на себя обязательства вместе с ОПЕК по снижению добычи, те накопленные запасы, что были, разошлись, и теперь в штатном режиме идет снижение объемов", - сказал эксперт. Все, скорей всего, не так драматично, как пытается представить Bloomberg, отметил Оленченко: "В данной ситуации издание либо скользит по поверхности, либо пытается вызвать какую-то обеспокоенность европейцев". В рамках тренда Этот процесс отражает долгосрочный тренд на рынке, поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин. "Всем очевидно, что в перспективе центры добычи смещаются на восток, европейский рынок - это рынок с падающим спросом, азиатский, напротив, является растущим рынком. Во всех наших стратегических документах зафиксирован именно этот тренд, и переориентация наших поставок уже идет. Ничего удивительного в этом нет, рынок нефти очень гибкий, и то, что мы видим - отражение и той долгосрочной стратегии, что есть, и текущей рыночной ситуации", - заключил эксперт ФБА "Экономика сегодня". Что до прогнозируемых потерь прибалтийских портов, переориентация, действительно, идет на российские порты - Россия старается обходиться без зарубежных транзитных зон.

Азиатский крен российской нефти лишит заработков порты Прибалтики
© ФБА "Экономика сегодня"