«Турецкий поток» споткнулся на пороге Турции

«Турецкий поток» продолжает бороться с препятствиями. Морской участок газопровода уложен уже почти наполовину, но вторая ветка, предназначенная для поставки голубого топлива в Европу, может оборваться у берегов Турции. Власти страны до сих пор не выдали Газпрому разрешение на строительство ее наземной части.

«Турецкий поток» споткнулся на пороге Турции
© Ридус

При этом Анкара уже дала добро на прокладку по своей территории той нитки магистрали, по которой пойдет газ для турецких потребителей, сообщило агентство Reuters со ссылкой на три источника в газовой отрасли. Один из них утверждает, что за траназит российского газа в Европу Турция требует от Газпрома скидки на газ, и рано или поздно российскому холдингу придется уступить, если он хочет довести это начинание до логического завершения.

Все перекаты, да перекаты

Проект трубопровода по дну Черного моря в страны ЕС, возродившийся на обломках «Южного потока» осенью 2016 года, предполагает строительство двух ниток мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая: одна – для Турции, вторая – для Европы. Запуск намечен на декабрь 2019 года.

Возможность поставлять голубое топливо европейцам в обход Украины – важнейший элемент всей затеи. Но медлительность турецких властей затягивает вопрос выбора конкретного маршрута в направлении Европы, что мешает определить его длину и стоимость. Правда, источник в турецкой энергетической отрасли поведал Reuters, что турецкая Botas и Газпром еще даже не создали совместное предприятие для строительства второй ветки, которое, собственно, и должно запросить разрешение.

По словам директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрия Маринченко, сторонам многое предстоит обсудить и помимо точного маршрута: как будет финансироваться строительство, кто будет являться собственником и оператором, будет ли Турция претендовать на платежи от транзита газа и в каком объёме.

При этом на пути к своему воплощению «Турецкий поток» уже успел заметно подорожать. В феврале Газпром сообщил, что проект обойдется в 7 миллиардов евро, тогда как прежде оценивал его в 6 миллиардов долларов.

Причем, монополисту не удалось договориться о выделении проектного финансирования с западными банками, и ему придется оплачивать строительство из собственных средств в надежде уже после завершения рефинансировать затраты за счет проектных облигаций. Впрочем, Газпрому не привыкать: по такому же принципу строился "Северный поток 1", а сейчас прокладывается «Северный поток 2» (на него изначально тоже планировалось привлечь проектное финансирование).

Размер имеет значение

Если заминка с разрешением на строительство сухопутной части второй нитки «Турецкого потока» происходит по вине турецкой стороны, то дело, скорее, не в цене, а в том, что сама Турция наращивает объемы потребления газа, предполагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Того, что дает первая ветка магистрали им уже не хватает, нужно частично залезать в мощности второй нитки, а это не прописано в соглашении. И они хотят вынудить Газпром изменить условия», - рассуждает он.

Желание Турции, по словам эксперта, вполне естественно: газ – самый чистый энергоноситель в мире на сегодняшний день, все стремятся увеличивать его долю в энергопотреблении, и турки здесь не исключение. «Конечно же, они будут стремиться подмять под себя большую часть того газа, который пойдет по второй нитке», - добавляет эксперт.

И, возможно, скидки, о которых говорил источник Reuters касаются не текущих цен, а именно того газа, который турки хотели бы получать из второй нитки трубопровода. Газпром, в свою очередь, согласился бы продавать Турции часть этого газа, но только без скидок.

Схожая ситуация наблюдалась с «Голубым потоком», напоминает Танкаев. Когда его запустили, турки начали требовать особых условий, в частности, оплаты газа турецкими товарами, и отказывались отбирать его на тех условиях, которые были ими же подписаны. И в течение первого года у Газпрома были очень большие проблемы. Но когда объемы потребления газа в Турции выросли в разы, турки были вынуждены прекратить свои игры, и работа «Голубого потока» в нормальном коммерческом режиме больше не прерывалась.

Условия, в которых находятся сейчас обе страны таковы, что договоренность, скорее всего, в ближайшее время будет достигнута, полагает эксперт. Однако он не исключает, что в этот процесс вновь придется вмешаться президентам двух государств.

В принципе, турки умеют торговаться, и с точки зрения ценообразования на газ Россия всегда идет им на уступки, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Я думаю, все равно потом договорятся. Все-таки сейчас у нас максимально комфортные отношения, в том числе и на высшем уровне. Но понятно, что придется потратить некоторое время и нервы», - замечает он.

Достучаться до ЕС

Гораздо больше сомнений вызывает судьба проекта не на территории Турции, а на входе в ЕС. У некоторых экспертов уже складывается ощущение, что сама Москва стала немного с большим скепсисом относиться к перспективе запуска второй нитки в ближайшее время. «Пока непонятно, кто и на каких условиях мог бы построить инфраструктуру в Европе для приема газа. Вероятность, что вторая нитка какое-то время будет оставаться сухой после 2019 года, довольно велика», - сказал Reuters Дмитрий Маринченко.

Газпром обсуждает поставки газа по «Турецкому потоку» с Болгарией, Грецией и Италией, хотя еще в 2016 году президент итальянского национального энергооператора Eni Кладио Дескальци заявил, что его страна в этом трубопроводе не заинтересована.

Между тем, на пятки наступают конкуренты. На этой неделе в интервью тому же Reuters, вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Виталий Беглярбеков заверил, что первые поставки азербайджанского газа в Европу по Южному газовому коридору начнутся в срок – в 2020 году. По его словам, коммерческие поставки газа в Турцию по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), который является частью ЮГК, будут начаты уже в июле этого года.

Проект ЮГК предусматривает создание трубопроводной инфраструктуры для транспортировки в Европу через Турцию газа с месторождения Шах-Дениз. При этом последним звеном в цепочке должен стать Трансадриатический трубопровод (TAP). Его же рассматривает и Россия для продолжения «Турецкого потока».

«Пока со второй ниткой большие вопросы: вход понятен, выход непонятен», - говорит Пикин. Он поясняет, что проблема «Турецкого потока» не в конкуренции с другими проектами, а в том, что Европа в целом в лице Еврокомиссии препятствует проникновению на свою территорию трубопроводов со стороны России.

Это вопросы политики, а не экономики. И интересы отдельных стран здесь не учитываются. И если Германия, главный локомотив европейской экономики, в ситуации с «Северным потоком 2» еще может занять собственную, независимую от Еврокомиссии, позицию, то страны юго-восточной Европы, на которые нацелен «Турецкий поток», такой роскоши позволить себе не в состоянии.