Как Украина назло России громит собственный авиапром

Украина запретила поставлять в РФ двигатели для гражданских самолетов. Аналитики уверены, что это сделано по принципу «назло бабушке отморожу уши».

Украина назло России громит собственный авиапром
© Александр ГЛУЗ

Власти Украины запретили поставлять в Россию двигатели Д-436 для двух типов гражданских самолетов, сообщил в понедельник замглавы Минпромторга РФ Олег Бочаров.

Двигатели Д-436 выпускаются запорожским предприятием «Мотор Сич» и составляют семейство авиационных газотурбинных двигателей, разработанных украинским ЗМКБ «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко. Они устанавливаются на самолеты Ан-148 (пассажирский лайнер украинской разработки) и Бе-200 (российская летающая «пожарная машина»).

Запрет на поставку в Россию этих двигателей похож на попытку одних украинских олигархов сделать гадость другим украинским же олигархам, потому что сделать гадость собственно России таким образом не получится, говорит эксперт по авиапрому Дмитрий Адамидов.

«Всё это выглядит как сугубо внутриукраинская история, как борьба между конкурентами в тамошнем авиапроме. Потому что российские эксплуатанты этих двигателей по-прежнему смогут приобретать их, разве что по более длинной цепочке», — сказал он «Ридусу».

Поскольку самолеты Ан-148 и Бе-200 эксплуатируются не только в России, то их российским владельцам не составит особого труда приобретать запчасти к ним через посредников — например, в Белоруссии, Казахстане или даже в Сирии.

А вот самому запорожскому предприятию эмбарго на экспорт авиамоторов в Россию может выйти боком, что и наводит на мысль, что «Мотор Сичу» подгадил кто-то из соотечественников, продолжает Адамидов.

«Потеряв российский рынок, „Мотор Сич“ легко может обанкротиться. При этом, российские авиапредприятия, эксплуатирующие Ан-148 и Бе-200, с радостью переманят к себе сотрудников украинского производителя, а те, полагаю, с радостью согласятся. У „Мотор Сич“, собственно, осталась одна надежда на выживание — что в головах украинских политиков ветер перестанет дуть прежде, чем предприятие станет банкротом», — полагает он.

Ан-148 — разработанный АНТК им. О. К. Антонова ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 60—80 пассажиров на расстояние до 4400 км. Поскольку «на плаву» находится всего 44 такие машины, основная часть которых — в России, то найти заказчиков своих моторов в других странах в нужном количестве украинскому предприятию вряд ли удастся.

© Бе-200

Что касается Бе-200, то он, помимо России, эксплуатируется также в Азербайджане, Индонезии и Китае — то есть получать двигатели в обход украинского эмбарго можно также через эти страны.

«Эксплуатанты этих самолетов, если возникнут в самом деле серьезные проблемы с поставками двигателей для них, просто будут „донашивать“ имеющийся авиапарк этих моделей, постепенно заменяя их на другие модели. Этот период может занять до двадцати лет», — полагает эксперт.

Ан-148, принадлежавший «Саратовским авиалиниям», разбился при взлете из аэропорта Домодедово в начале февраля 2018 года.