Риски бюджета: внутренний долг РФ вырос до рекорда

Внутренний долг России, привлеченный через гособлигации, вырос на 1,1 трлн руб. за 2017 г. и достиг рекордной отметки 7,2 трлн руб. Минфин продолжает наращивать внутренние заимствования, которые могут стать непосильным бременем для бюджета через несколько лет.

Чистое привлечение в 2017 г.с учетом погашения бумаг на 632,951 млрд руб. составило 1,1 трлн руб., сообщается на сайте Минфина.

Большая часть госдолга в госбумагах в 2018 г. в размере 59,1% приходится на облигации федерального займа (ОФЗ) с "постоянным" (фиксированным) доходом. Доля госбумаг в размере 24,1% - это ОФЗ с переменным купонным доходом.

Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 г. вырастут до 1,1% ВВП с 0,6% ВВП в 2016 г. и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в "Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.".

"Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 году, минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 году до 1,7% в 2019 году. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (0,6% ВВП в 2016 г.). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России", - отмечается в документе.

Минфин признает, что "Новой реальностью для России станет типичная для суверенных заемщиков ситуация финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов, при относительно малоблагоприятной рыночной конъюнктуре".

Рост внутренних заимствований – риск для России

Во-первых, доля иностранных инвесторов в ОФЗ (по номинальной стоимости облигаций) остается высокой - 2,2 трлн руб., или 32% рынка.

Минфин и ЦБ заявляют о высокой устойчивости рынка российских гособлигаций к санкциям.

Но до сих пор неясно как отразятся новые санкции на рынок внутреннего госдолга. Часть игроков и экономистов ожидают, что ужесточение давления США на РФ в феврале не коснется уже приобретенных ОФЗ.

Во-вторых, это показатель роста "скрытого" дефицита бюджета и отложенной инфляции. Ведь поступления от размещения ОФЗ идут на финансирование дефицита бюджета и поступления по этой статье уже бьют рекорды.

Напомним, в начале января 2018 г. Минфин объявил план размещений на текущий квартал. В I квартале 2018 г. ведомство планирует разместить на аукционах облигации на общую сумму 450 млрд руб. Это рекорд, и показатель на 50 млрд руб. больше, чем в I квартале 2017 г.

Правда, бюджету помогают и цены на нефть. Но никто не берется предугадать, что будет в 2019 г., если не будет продлено соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи.

В бюджете на 2018 г. утвержден дефицит в 1,3%, а Минфин даже допускает профицит до 2% при текущих ценах на нефть около $70.

Основная нагрузка на бюджет придется с 2019 г., когда Минфину придется выплачивать инвесторам по 600-700 млрд в год и выше при погашении ОФЗ.

Минфину пока удается привлекать покупателей: на смену нерезидентам приходят российские банки и инвестфонды. Но интерес к гособлигациям падает: ЦБ снизил в декабре ключевую ставку до 7,75% и заявил о планах продолжить ее снижение.

Растущая экономика нуждается в недорогих заимствованиях, но замедление роста и увеличение расходов на обслуживание долга в 2019 г. может стать непосильным бременем для РФ.

ЦБ ожидает, что рост ВВП замедлится в 2019 г. до 1-1,5% после роста на 1,5-2% в 2018 г. В 2020 г., как ожидается, рост ускорится до 2%, заявила ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина. Прогнозировать рост ВВП до 2022 г. никто не берется.

По данным Минфина, на этот период приходятся пиковые выплаты по ОФЗ.

© Министерство финансов РФ