Экономический парадокс: независимость РФ от нефтяных цен зависит от нефтяных цен

Добиться независимости российской экономики от нефтяной конъюнктуры возможно, но для этого нужно создать серьезный резерв, накопление которого зависит как раз от нынешних цен на нефть. Такое мнение высказал доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Независимость РФ от нефтяных цен зависит от... нефтяных цен
© wikipedia.org / Eric Kounce

Стратегия России в бюджетной политике должна быть независимой от нефтяной конъюнктуры, - так же, как это устроено в Норвегии. Так считает министр финансов Антон Силуанов.

"...Чтобы бюджет перестал быть таким катализатором кризисных явлений, нам необходимо иметь сбалансированный объем бюджета при любых обстоятельствах. Россия должна превратиться во вторую Норвегию, которая совершенно не чувствовала изменения ценовых колебаний на нефть, которые проходили прошедшие несколько лет. Все это благодаря тому, что (страна) проводила очень взвешенную и консервативную бюджетную политику", - сказал глава Минфина в эфире РБК.

Для этого, по мнению Силуанова, российские власти должны накопить финансовый резерв, не задействованный в инфраструктурных проектах, в размере не ниже 7% ВВП. Это даст возможность финансировать обязательства в течение трех ближайших лет, не ориентируясь на ситуацию на сырьевых рынках.

Фонд национального благосостояния (ФНБ), как сообщил глава Минфина, достигнет объема в 7% ВВП не ранее следующего года.

В этом году, напомнил Силуанов, Минфин рассчитывает на дополнительные нефтегазовые бюджетные доходы, которые будут направлены в ФНБ.

Просить больше

Технически заявленное главой Минфина вполне возможно, говорит Сергей Хестанов, но на практике все может упереться в извечную борьбу Минфина с другими министерствами и ведомствами - те будут доказывать, что имеющиеся у Минфина резервы необходимы им для важных проектов. Важно, впрочем, понимать, что такого рода противостояние - обычная практика, так было и будет, подчеркнул Хестанов.

"Как показывает опыт нулевых годов, нам удавалось достаточно эффективно накапливать эти резервы. Что будет сегодня, оценить сложно, но, скорей всего, результат окажется слабей, чем предполагает министр. Но это тоже распространенная практика - когда глава ведомства просит больше, рассчитывая, что в процессе обсуждения ему удастся отстоять разумную величину", - сказал эксперт, добавив, что в смысле надежности и финансов предложение Силуанова заслуживает, разумеется, всяческого одобрения.

"Понятно, что оборотной стороной накопления резервов станет снижение финансирования госрасходов . - каких, вопрос не столько к Силуанову, сколько к Минэкономики и другим ведомствам", - указал также Хестанов.

Все зависит от цен

Комментируя высказывание министра об ожиданиях дополнительных нефтегазовых доходов, которые пойдут в ФНБ, эксперт отметил, что здесь все зависит от цен. Сейчас цена на нефть заметно выше, чем заложено в бюджете, так что условия для формирования резерва благоприятные. Но что будет через год, сказать сложно - всегда может произойти что-то, отменяющее любые прогнозы.

"При этом других доходов у бюджета нет, более того, бюджет обладает ненефтяным дефицитом - если отнять нефтяные доходы, он окажется дефицитным", - пояснил Сергей Хестанов.

С учетом той структуры экономики, которая в России, полный отказ от нефтянки невозможен в принципе. Как показывает опыт той же Голландии, которая освобождалась, правда, не от нефтяной, а от газовой зависимости, на это нужно 15 лет, причем трудных лет. "Пока что мы движение в эту сторону даже не начинали", - резюмировал эксперт.