Радость или печаль: Россию признали «лучшей из развивающихся стран»

Американский Bank of America Merrill Lynch назвал Россию самым надежным и привлекательным развивающимся рынком для инвесторов. Россия обогнала даже Китай по оценке банка. И это при том, что через несколько недель на Россию накатит новая волна американских санкций.

Радость или печаль: РФ признали «лучшей из развивающихся стран»
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Помимо России и Китая в десятку развивающихся стран вошли Южная Корея, Индонезия, Индия, Мексика, Польша, Бразилия, Турция и ЮАР.

Инвесторов замучили комплексы

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев, однако, склонен не слишком радоваться такому «авансу» со стороны BofA Merrill Lynch.

«Конечно, всегда можно сделать выборку каких-то критериев, которые будут отвечать заранее предустановленной концепции, и эти критерии в нее идеально впишутся. Но инвесторам важнее не надерганные наугад признаки инвестиционной привлекательности той или иной страны, а комплексное, интегрированное состояние ее экономки и, главное, ее перспектив», — высказал он «Ридусу» свои сомнения в объективности отчета Merrill Lynch.

Вот как раз если брать в расчет интегрированную комплексную оценку, а не отдельные показатели, то по ней Россия вчистую проигрывает не только Китаю, но даже странам, находящимся в этой десятке ниже по течению, говорит эксперт.

«Ну да, у России ниже государственный долг и долги домохозяйств. В России также ниже дефицит бюджета, чем у Китая. Но эти позитивные факторы с лихвой перекрываются куда сильнее влияющими на инвестиционную привлекательность страны показателями», — подчеркивает он.

Главный из таких негативных показателей — это темпы роста ВВП России, которые хотя и показали в 2017 году сравнительно неплохие результаты, но ожидать, что они сохранятся и в 2018-м, оснований нет.

«Ведь сам рост ВВП в прошлом году был всего лишь отскоком от негативных темпов предыдущих лет. Наступивший год не покажет даже такого скромного роста, для этого просто нет объективных причин», — прогнозирует эксперт.

Откуда уши торчат

А вот позитивные показатели российской экономики — такие, как низкий госдолг, — вообще притянуты за уши, убежден Николаев.

«Ну и что, что у нас госдолг не превышает 15 процентов ВВП? Вон в США госдолг вообще выше 100 процентов, и ничего, его с удовольствием покупали и продолжают покупать с охотой. Вопрос же не в величине долга, а в том, как страна может его обслуживать. У вас госдолг может быть и пять процентов ВВП, но если перспектива макроэкономической ситуации в стране мрачная, то рано или поздно у вас возникнут проблемы по выплатам. И что толку оттого, что госдолг у вас небольшой?» — говорит он.

Николаев напоминает, что Россия полностью исчерпала свой Резервный фонд именно в 2017 году, и теперь активно тратится и Фонд национального благосостояния.

«И пусть в Китае госдолг превышает 50 процентов ВВП, но у них и рост ВВП превышает 6 процентов! То есть в Китае гарантированно будут деньги, чтобы свой долг обслуживать. А вот о России этого не скажешь. Если мы исчерпаем ФНБ точно так же, как исчерпали Резервный Фонд, то небольшой дефицит бюджета нас уже не спасет», — резюмирует он.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Что бы там не публиковал Merrill Lynch в своих отчетах, инвесторы в 2017 году «голосовали ногами», выводя свои капиталы из России во все больших объемах.

Как писал в последнюю неделю 2017 года WSJ — со ссылкой на тот же самый Merrill Lynch (!!!) — на конец года иностранцы вывели из России более одного миллиарда долларов. Какая уж тут инвестиционная привлекательность.

Движение России вверх по ступенькам «пьедестала почета» развивающихся стран, отмеченное Merrill Lynch — в самом деле что-то из разряда маниловщины, соглашается доктор экономических наук Игорь Аглицкий.

«Экономика России — это здание, которое стоит на очень ненадежном фундаменте сырьевого экспорта. Но поскольку это фундамент, худо-бедно, но здание поддерживает, то, рассуждает власть, зачем менять известное на неизвестное? Поэтому „наверху“ исходят из презумпции, что все останется как есть», — сказал он «Ридусу».

Падение же цен на нефть ниже 40-долларовой отметки означает катастрофу — в этом случае для покрытия «дыры» в казне придется использовать средства Фонда национального благосостояния, которого хватит лишь на три года, добавляет экономист.

Согласно прогнозу Минфина, в 2020-м он может быть исчерпан вслед за Резервным фондом, который обнулился в 2017 году.

При сохранении же нынешнего modus vivendi страна с каждым годом будет все более «советизироваться» — то есть возвращаться к модели, господствовавшей в СССР, указывает Аглицкий. А кто сказал, что СССР был ненадежным торговым партнером? Но страну от катастрофы это не спасло.