Планы Украины прекратить железнодорожное сообщение с РФ оценили эксперты

Предложение украинского министра инфраструктуры Владимира Омеляна о прекращении железнодорожного сообщения с Россией с 2018 года не поддается разумному объяснению, его можно назвать «экономическим харакири», отмечают эксперты.

"А уголь они в карманах завозить будут?"
© wikimedia.org / mattbuck / CC BY-SA 3.0

Прекращение железнодорожного сообщения

Украинские власти рассматривают вопрос о прекращении железнодорожного сообщения с Россией, окончательное решение будет принято в 2018 году, заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. По его словам, в этом вопросе есть две составляющие– грузовая и пассажирская, но ни одна из них не несет сколько-нибудь значительных убытков для Киева.

«Идея о прекращении железнодорожного сообщения выглядит очень политизированной, и по большому счету представляет собой реакцию на окончательный уход транзитного грузопотока. Еще до недавнего времени российские грузовые и пассажирские поезда шли из центра на юг по украинской территории. Но неделей ранее все российские поезда начали использовать на этом маршруте новый участок железной дороги «Журавка-Миллерово», огибающий территорию Украины.

И хотя Киев говорит о том, что ничего не потеряет от окончательного прекращения железнодорожного сообщения с Россией, на деле ситуация выглядит иначе. Во-первых, он недополучит сотни миллионов долларов за транзит, во-вторых, все это скажется на торговых отношениях, которые у нас, как это ни странно, за последний год растут. Например, солидный объем российского угля до сих пор завозится на Украину грузовыми составами из России. В карманах они что-ли завозить его будут?», - задается вопросом замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ рассказал Андрей Суздальцев.

"Экономическое харакири" для Украины

Кроме всего прочего сегодня по разным в России работает от 2,5 млн до 4 млн украинцев, не считая их семей. В случае прекращения железнодорожного сообщения им остается использовать только колесный транспорт, поэтому эксперт называет подобные планы эмоциональной реакцией на то, что РФ больше не использует транзитный потенциал Украины и тот остается невостребованным. Полноценное же закрытие железнодорожного сообщения он находит фактически невозможным.

В свою очередь экс-министр путей сообщения РФ и профессор Петербургского университета путей сообщения Анатолий Зайцев называет идею Киева откровенно глупой и недальновидной.

«Каждая страна наоборот пытается завязать на свою территорию как можно больше транзита, так как за него платит другая страна, причем платит валютой, что увеличивает валютные поступления в казну. Заявление Омеляна напоминает «экономическое харакири» для транспортной составляющей, а также противоречит базовым правилам добрососедства. Такие идеи не поддаются разумному объяснению.

Россия всегда может использовать в качестве альтернативы обходные пути через Белоруссию или прибалтийские республики, которые несмотря на недружественную политическую риторику, наоборот обращаются с просьбой по увеличению железнодорожного транзита через свою территорию, предлагая очень выгодные условия», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Анатолий Зайцев.