Мир24 11 декабря 2017

Индекс «Оливье»: растет или падает?

Фото: Мир24
В этом году так называемый индекс «Оливье» как никогда популярен среди чиновников. Ведь стоимость приготовления новогоднего салата — это такой индикатор, по которому можно наблюдать за реальным ростом цен в стране. Сначала общую цену ингредиентов подсчитала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее данным, индекс «Оливье» в этом году вырос на 1,2% до 312 рублей. Росстат приводит близкую цифру в 313 рублей. По мнению ведомства, продукты подорожали всего на 0,8%. Самый дешевый «Оливье» в Калмыкии — 231 рубль. Самый дорогой на Чукотке — 531. Москва на шестом месте. Здесь приготовление новогоднего салата обойдется в 413 рублей.
Однако с этими подсчетами не согласились российские торговые сети. Многие из них выпустили специальные обращения, в которых недоумевают: в какие магазины ходят чиновники? Ведь у них продуктовый набор для «Оливье», напротив, подешевел, причем существенно. «МИР 24» уже не первый год ведет собственные подсчеты индекса «Оливье». Наши корреспонденты узнали, насколько изменились цены.
В прошлом году один килограмм «Оливье» обошелся в 270 рублей. В этом году за ингредиентами к салату съемочная группа отправилась в продуктовый магазин той же торговой сети. Самая дорогая составляющая «Оливье» — докторская колбаса — на этот раз оказалась дешевле на 13 рублей. Также снизились в цене куриные яйца. Майонез, маринованные огурцы и зеленый горошек удалось купить по акции с очень выгодной скидкой. Цены на овощи в магазине, где закупались корреспонденты, противоречат официальной статистике. Росстат утверждает, что, например, морковь по сравнению с прошлым годом стала дешевле почти на полтора процента. В нашем же случае она оказалась дороже вдвое.
Кулинарная эротика
Чем удивить возлюбленного
В итоге салат «Оливье» в этом году, действительно, обошелся дешевле на 70 рублей, чем в прошлом. Что косвенно подтверждает официальные данные об инфляции. По итогам ноября цены выросли всего на 2,5%. В декабре — на фоне новогоднего ажиотажа прогнозируют ускорение до 2,7%.
«Цены не растут не потому, что нет таких экономических показателей, а потому что у людей нет денег покупать то, что предлагается на прилавках. Иными словами потребительский спрос все меньше есть у населения, и экономический кризис находится не в макроэкономических показателях, а в холодильнике в домохозяйствах», — отметил директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Тем не менее, население все еще не верит в это маленькое экономическое чудо. По данным опросов того же Банка России, сами жители считают, что цены выросли, как минимум в три раза выше, чем говорится официальных данных. Эксперты говорят, что это не более чем психологическое ощущение. На рынок вышли новые продукты. Они, как правило, дешевле уже раскрученных брендов. Этого зачастую не замечают потребители, ориентированные на привычные торговые марки. Но фиксирует статистика.
«Например, помидоры за несколько месяцев подорожали в два раза. Если аккуратно посмотреть на всю потребительскую корзину, то человек обычно это не запоминает. То есть это чисто психологический феномен, который показывает, что рост отдельных товаров человек запоминает сильнее, чем снижение цен по каким-то другим. Плюс есть такой показатель как чек супермаркета, со временем доходы у человека растут, потребление меняется и товары, которые он потребляет, становятся дороже», — отметил директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК Владимир Брагин.
Сейчас экономисты спорят о вреде и пользе низкой инфляции. С одной стороны, это то, о чем финансовые власти мечтали последние несколько лет. Рост цен на уровне развитых европейских стран будет способствовать снижению ставок по кредитам. Причем, как для бизнеса, так и для физлиц. С другой стороны, низкий потребительский спрос и, как следствие, небольшая маржинальность могут помешать росту экономики в будущем.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Комментарии
Читайте также
На Каспии будет создан экономический форум
Трамп вновь упрекнул Германию из-за России
Административные штрафы будут взимать быстрее
У регионов появятся свои бренды