Выйти из сумрака: «теневиков» заставят работать на благо родины

Сложная ситуация, обусловленная сменой глобальных экономических трендов и жесткими санкциями в отношении целого ряда субъектов российской экономики, привела к тому, о чем еще совсем недавно никто и не помышлял. Если ранее считалось, что базовый вектор экономического развития могут задавать исключительно экспортно-сырьевые компании полугосударственного типа, то сегодня взоры капитанов экономики направлены в прямо противоположенном направлении. В условиях ухудшающейся конъюнктуры и международных санкций, это средний, малый и сверхмалый бизнес, давно «заброшенные» правительством за низкую доходность и высокую проблемность. В последние годы малое и среднее предпринимательство (МСП) было предоставлено самому себе и по сути, отдано на откуп чиновникам, налоговикам и силовикам всех мастей. Естественной реакцией на это стал массовый уход МСП «в тень», со всеми вытекающими последствиями для бюджета и экономического роста. Между тем, как выясняется при должном подходе и активном выведении МСП из «тени», этот сектор уже к 2025 году может добавить к экономическому росту порядка 2,5%. По крайней мере, такие цифры были озвучены на всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, представившим новую программу для стимулирования из тени малого и среднего бизнеса, под названием «Свет для гаражной экономики». Там, за гаражом Термин «гаражная экономика» весьма выразительно раскрывает суть самого явления, когда огромное количество людей осуществляет свою деятельность в условных «гаражах», без правил и законов, не только не принося ничего своей стране, но и страдая от полицейского и криминального произвола. Озвученные на конференции цифры действительно заставляют схватиться за голову. Так, российская теневая экономика является сегодня 4-й в мире по своему объему, достигшему уровня в 39% от ВВП. Больший объем теневой экономики был зафиксирован только у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн гривен), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). По расчетам Министерства труда и социального развития, до 15 млн россиян полностью исключены из официальной экономики. Доходы россиян, занятых в теневом секторе в 2017 году составили 10,9 трлн. рублей, а доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах (согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС) — 31,4%. Кто виноват? По мнению авторов программы, массовый уход экономики в тень начался в 2013−14 гг., когда государством был принят ряд решений, приведших к усилению административного давления и фискальной нагрузки на бизнес. Причины этих изменений в целом понятны: общее ухудшение внешних условий заставило государство искать новые источники доходов, одним из которых и стала массированная и плохо продуманная «стрижка» МСП. Прежде всего, это повышение ставок социальных страховых платежей, увеличение штрафных санкций, повышение кадастровой стоимости земли и т. п. Насколько все это оказалось действенным и эффективным можно судить по цифрам, представленным выше. Нравится это кому-то или нет, но уже сейчас, опираясь на приведенные данные, можно сказать, что Россия как никогда рискует лишиться части собственной экономики, через что в разное время уже проходили некогда успешные страны. Что делать? По мнению Бориса Титова, переломить ситуацию можно путем создания системы государственного регулирования, стимулирующей выход из тени «гаражного» сектора экономики и работу в легальном поле, а так же развития уже действующих предприятий МСП. По его мнению, это позволит к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП России — с 20% до 30%, а число рабочих мест, создаваемых МСП с 26% (18,8 млн.) до 45%, что даст прирост ВВП страны на 2,5%. Как делать? Как полагают авторы программы, реализация задуманного должна осуществляться по меньшей мере по пяти направлениям: установка максимально простого режима регулирования деятельности; обеспечение предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами; обеспечение бизнеса производственной и иной инфраструктурой; освобождение предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет; а также то, что несоблюдение требований законов и обязательных стало невыгодным для бизнеса. Важные детали Одним из наиболее важных моментов программы является обеспечение работы «в белую» самозанятых лиц (репетиторы, частные фотографы, мастера-ремонтники и т. п.). В данном случае речь идет о значительном пласте населения страны, никак не задействованном в общестрановом экономическом процессе. С одной стороны, государство должно предоставить таким людям полную легализацию и правовую защиту (что позволит огородить их от различного рода произволов), с другой — учитывая значительное количество подобного рода работников, оно получает внушительный источник пополнения бюджета. Проблема, в данном случае, состоит только в одном — найти золотую середину в виде удобной формы взаимоотношений между самозанятым работником и государством, а также посильной ставки сборов с последнего. По мнению Титова, платежи самозанятого работника могли бы быть сведены к 10 тыс. рублей в год в федеральный бюджет и максимум — 10 тыс. рублей в региональные. Впрочем, у многих экспертов даже эта цифра вызывает серьезные сомненья. И эти сомненья вполне обоснованы, так как перед глазами у всех существует пример введения системы патентов, которая, по мнению ее авторов должна была подхлестнуть самозанятых к образованию ИП. На сегодняшний день можно констатировать полный провал этой идеи из-за неправильного расчета отчисляемых сумм. 10 тысяч рублей — это очень много, — пояснила «Ридусу» вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. — У нас есть регионы с высокой платежеспособностью, а есть и реально депрессивные. Например, республика Алтай, где средняя зарплата составляет от 7 до 9 тыс. рублей. По этому, для них и 500 рублей будет очень большой цифрой. В связи с этим, я не согласна с тем, что выплата должна делиться на федеральную и региональную составляющие. Я считаю, что федеральной цифры быть вообще не должно. Все должно быть переведено на усмотрение регионов. Смотрите, что получилось с патентами для индивидуальных предпринимателей: федеральную часть — взнос 27 990 руб. там не тронули, и что получилось в итоге — патенты никто не берет. И те самые льготные 6% с дохода уже никого не спасают. Всё, идея выхолощена. Звуки «Набата» Не меньшее значение для выведения МСП из «тени» имеет и предоставление бизнесу защиты от посягательств со стороны бюрократической машины и силовых ведомств. В этой области, на конференции был презентован специальный электронный сервис «Набат» позволяющий предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного по делам бизнеса (как регионального, так и федерального уровня) в случае внеплановой проверки или обыска. Предполагается, что нажатие бизнесменом «красной кнопки» позволит избежать случаев «келейного» «наезда» на предпринимателя недобросовестных проверяющих. В большинстве случаев, после того, как подобные «проверки» становятся достоянием гласности и предметом исследования адвокатов и уполномоченных по делам бизнеса, интерес к ним у проверяющих резко пропадает. Как показала практика (с весны этого года «Набат» прошел обкатку в Ростовской области), сервис оказался на редкость эффективным. Получилось так, что многим предпринимателям было достаточно сказать проверяющим, что мы сейчас воспользуемся «Набатом», после чего проверки, по неведомым причинам, моментально прекращались, — пояснил «Ридусу» омбудсмен по вопросам, связанным с нарушениями прав предпринимателей при применении меры пресечения и исполнении приговора Александр Хуруджи. — В результате, до непосредственного обращения к нам дело доходило не так уж и часто. На сегодняшний день приложение скачано около 700 раз, при том, что реальных обращений, с которыми нам приходилось разбираться, было 87. По словам омбудсмена, система «Набат» предназначена в том числе и для защиты предпринимателей от рейдерских захватов бизнеса. Таким образом, заявленную программу можно считать первой боле или менее сбалансированной попыткой сдвинуть с мертвой точки одну из наиболее серьезных проблем отечественной экономики. Несмотря на то, что многие из заявленных предложений выглядят все еще достаточно спорно и требуют дополнительной проработки, сам факт начала движения в сторону вывода МСП из тени не может не внушать оптимизма. Уже сам этот факт следует расценивать как большой шаг вперед, учитывая, что в настоящий момент Россия вступила (во многом против своей воли) в состояние смены прежней экономической модели, базировавшейся на сырьевом экспорте и государственных корпорациях.

Выйти из сумрака: «теневиков» заставят работать на благо РФ
© © pxabay.com