Войти в почту

Таксисты предпочитают наличку?

«КС» выяснил, почему водители могут проигнорировать вызовы даже постоянных клиентов. Сколько раз вы заказывали такси в часы пик, а потом, чертыхаясь, пытались пробиться к оператору, чтобы гневно спросить: «Машина сегодня будет или нет? Сколько еще ждать?» Положить конец раздражающему аттракциону под названием: «А ну-ка дозвонись» салехардке помогли новые технологии. Но и они оказались с подвохом… За последнее время в окружной столице появилось несколько современных альтернатив классическому тыканью на клавишу «повтор». Службы обзавелись приложениями для мобильников, помогающими самому найти водителя или сторговаться по цене поездки. Есть возможность заказа через сайты. Не так давно в Салехард пожаловал крупный сетевик с новыми услугами. Его приложение позволяет привязать банковскую карту к личному кабинету. После каждой поездки нужная сумма просто списывается со счета. Удобно? Конечно! Особенно, когда пассажир – ребенок, который то деньги забыл, то потерял, то боится остаться без сдачи. Нашей героине сервис очень понравился, и она поспешила «привязать» карту. Однако вместо удобства начались проблемы: водители перестали откликаться на ее заказы. Татьяна ждала и десять минут, и двадцать, но машины не находились даже после увеличения цены. Диспетчер разводил руками и ничем помочь не мог… СКАЖИТЕ НОМЕР, БУДЕМ РАЗБИРАТЬСЯ Пару раз уехать по карте удалось, поэтому женщина не беспокоилась, понимая, что накладки бывают у всех. Но на днях, когда для ребенка в очередной раз машина не нашлась, закралась мысль: безналичного клиента просто игнорируют… Представитель компании, выслушав жалобу, пообещал разобраться, посетовал на трудности становления и водителей, которые куда-то пропадают и, да, не любят онлайн-платежи. В пресс-службе компании «КС» рассказали, что работают не только в Салехарде, но также в Новом Уренгое и Губкинском. При отборе водителей учитывают стаж (не менее 3 лет), разрешение на деятельность такси, манеру общения и техническое состояние автомобиля. Для «железных коней» ведется постоянный фотоосмотр, водитель и пассажир защищены спецпрограммой, гарантирующей материальную помощь при ДТП. – Оплата поездок банковской картой нова для жителей Салехарда и конкретно для водителей, – комментируя случай с клиенткой, отметил пресс-секретарь Павел Стенников. – Последние привыкли иметь в кармане пачку денег, чтобы, например, заправить машину… Мы недавно работаем здесь и нужно время, чтобы люди поняли и приняли такую услугу. Беседуем с водителями, объясняем, что не нужно отказываться от заказов с безналичной оплатой. ПО СТАРИНКЕ НАДЁЖНЕЕ Водители, с которыми поговорил «КС», к новшествам относятся настороженно. Один из них, попросив не указывать его имя, признался, что сам предпочитает «дедовский» способ заказа – по телефону. Мол, так надежнее, чем по Интернету, который иногда барахлит. Говорит, в одной фирме поставили программу и отказались от раций и переговоров с диспетчером. Итог – сервис сбоит, клиенты злятся, таксисты остаются ни с чем… Прослышав, что в Салехард намеревается прийти крупная российская служба такси, наш собеседник подумывает зарегистрироваться в ней, условия привлекательные. Вот только по «пластику» работать не готов: – Я, не выходя из машины, получил наличные или перевод по мобильному банку и знаю, что деньги у меня. А когда расчет идет мимо меня, где их потом искать?.. ПОСТСКРИПТУМ …Татьяна перестала обращаться к водителям, которые не любят «пластиковые» деньги. Вызывает местную службу, тоже через приложение. В комментарии пишет «оплата через мобильный банк». Расчет стал дольше, но приезжают быстро. Акценты ДАВАТЬ ЧЕК И ПО КРАТЧАЙШЕМУ ПУТИ ВЕЗТИ ОБЯЗАН! Юристы выписали рецепт для клиентов, пользующихся такси. Там оговорено всё, кроме способов оплаты услуги – этот вопрос решают частным порядком клиент и водитель. Чтобы поездка прошла оптимально спокойно и комфортно, а в случае проколов со стороны «рулевых» можно было отстоять свои права, предлагается пользоваться алгоритмом из нескольких пунктов. Первым делом стоит приучить себя узнавать у диспетчера номер вашего заказа, который фиксируется в журнале регистрации. Такая процедура регламентирована. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В журнале же фиксируется время подачи авто. Многие пассажиры, как подчеркивается на сайте Российского агентства правовой и судебной информации, сетуют: таксисты умышленно катают клиентов самыми дальними дорогами, чтобы больше заработать. В вышеназванных правилах говорится, что маршрут определяется фрахтователем, то есть заказчиком. Если путь не определен, то водитель обязан доставить клиента по кратчайшему маршруту. Важный нюанс касается провоза багажа. Определение нормы бесплатного провоза ваших чемоданов, установление платы и ее размера за эту услугу полностью отдано на откуп таксомоторных фирм. Если говорить о системе оплаты, то это может быть как фиксированная сумма, так и начисленная по тарифу в зависимости от расстояния и времени поездки. Для расчетов по последнему варианту в машине обязан быть таксометр. Расплатившись за поездку, большинство из нас не задумываются о таком документе как кассовый чек или квитанция. А ведь его обязаны выдать! И если водитель увиливает, то нужно звонить диспетчеру. Кроме того, за такое нарушение предусмотрен административный штраф: для водителя – тысяча, для должностного лица – десять тысяч, для юридического лица – 30 тысяч рублей. Права пассажира при задержке такси регулируются федеральным законом «О защите прав потребителей». Клиент вправе потребовать от таксомоторной фирмы неустойку за нарушение сроков оказания услуги, полное возмещение убытков, компенсацию морального вреда. Надым К КЛИЕНТАМ ЕЗДЯТ С ТЕРМИНАЛАМИ Часть местных служб такси используют безналичный расчет. В пункте назначения прямо в машине водитель предлагает клиенту мобильный терминал, как в магазинах. – Машины с терминалами стали настоящим спасением, – рассказала Дарья Макарчик. – Мне, как человеку «страдающему» постоянным отсутствием наличных, очень удобно расплачиваться банковской картой. Такой сервис для горожан появился у двух фирм чуть больше года назад. – Мы начинали с одного терминала, теперь в день у нас до двадцати машин, работающих с безналичным расчетом, пассажиры довольны. Единственное, что может создать неудобства, – это плохой интернет-сигнал, но такое бывает крайне редко, – прокомментировали в службах. Некоторые перевозчики установили в крупных торговых точках и части заведений таксофоны для бесплатной связи с диспетчерами. Они помогут, когда разрядился сотовый, закончились средства на счете или же человек просто не знает номера для вызова машины. Мобильные приложения для надымчан еще не стали привычным делом. Ряд транспортных предприятий предоставляют такие возможности, но широкого распространения они не получили. Вероятно, это связано с тем, что большинство жителей отдают предпочтение традиционной связи. Чаще всего время подачи автомобиля не превышает 5–10 минут. Исключение – неблагоприятные погодные условия – сильные морозы и метели. Тогда в службы либо очень сложно дозвониться, либо придется подождать несколько дольше. Перевозчики объясняют это тем, что в такие дни на линию выходит мало водителей. Если же во время поездки возникла конфликтная ситуация, пассажиров просят извещать об этом руководство. В одной службе недавно распрощались с водителем из-за жалобы клиентки. В самом начале пути она попросила водителя вернуться, так как забыла вещи. А тот в ответ потребовал сумму за два маршрута. Спор закончился извинениями перед пассажиркой и расторжением договора с таксистом. Ноябрьск ПРИЛОЖЕНИЮ ПРЕДПОЧИТАЮТ ДИСПЕТЧЕРА В нефтяной столице Ямала работают больше 15 фирм, оказывающих услуги такси. Часть из них предлагает оплачивать поездки по безналичному расчету – банковской картой или через Интернет. Конкуренция среди таксистов велика, поэтому приезжают машины быстро и стараются максимально угодить пассажирам. В некоторых компаниях есть скидочные карты для постоянных клиентов. Про внутреннюю кухню таксисты говорят неохотно. Водитель Сергей зарегистрирован в нескольких фирмах, поэтому без заказов не стоит, зарабатывает около ста тысяч в месяц. На его иномарке нет ни шашечек, ни «зеленого глаза». В салоне два детских кресла для разных возрастов – пришлось купить ради пассажиров. Говорит, пока снег не выпал, люди пользуются общественным транспортом и ходят пешком, поэтому заказов пока немного. – Я вахтовик, работаю через месяц на нефтяном месторождении, мое начальство не знает, что я подрабатываю, – рассказал мужчина. – Дома сидеть скучно, есть машина, поэтому я договорился с несколькими компаниями и вожу пассажиров. У меня есть постоянные клиенты, которые звонят мне напрямую. Сейчас появились различные сервисы, приложения, но в Ноябрьске они не очень популярны, люди предпочитают заказывать машину через диспетчера. Всё-таки живой человек быстрее реагирует на любые ситуации. Новый Уренгой ПО БЕЗНАЛУ РАССЧИТЫВАЕТСЯ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ Услуги такси в газовой столице предоставляют даже иногородние компании. «Концы» двух популярных фирм нашлись в Тюмени. Один сервис работает в 17 городах, из которых три – ямальские. В Новом Уренгое, рассказал представитель компании Максим Васильевич, своего автопарка нет, с водителями заключают договоры оказания информационных услуг, то есть таксист может сотрудничать с несколькими подобными сервисами. – Заказать такси можно по телефону через диспетчера, через приложение или на официальном сайте компании – в этом случае получится даже дешевле, так как возможны скидки. Примерно треть водителей принимают оплату по безналичному расчету, но эта услуга лучше развита в Сургуте и Тюмени, чем в ЯНАО. Для нас нет разницы, как принимать оплату, главное – чтобы было удобно клиенту, – подытожил Максим Васильевич. Таксист, представившийся «КС» Мамедом, сказал, что ему удобнее принимать заказы через Всемирную паутину: – В Интернете сразу видно, откуда и куда пассажир хочет ехать, а диспетчер указывает только направление: «на юг» или «на север». По рации не всё разобрать можно, а на экране всё написано. Пятая часть клиентов рассчитываются по безналу, основная масса отсчитывает купюры. Мне не принципиально. Комментарий МАШИНА «УБИТАЯ», НА РЕЙС ОПОЗДАЛИ… Эксперт рассказал, почему рынок такси остаётся теневым. С 2011 года таксистов пытаются вывести из «сумрака», требуя оформлять специальное разрешение. На Ямале после получения первого такого документа, легализоваться повторно водилы не спешат. Обновить документ в 2016–2017 годах захотели лишь 17 человек во всем регионе!.. Виктор Медведев, заместитель генерального директора Управления по обеспечению содействия федеральным органам государственной власти и деятельности мировых судей ЯНАО, считает, что теневой рынок держится на законодательных пробелах. К примеру, для правового поля, регулирующего отрасль, до сих пор остаются невидимыми службы такси и диспетчерские. Они оказывают только информационные услуги, а потому как с них спросить за грубого водителя, опоздание машины или отказ взять плату по «мобильному банку»?.. Несовершенны и санкции для бомбил. Пока законопослушные извозчики выполняют все требования, орда нелегальных конкурентов сбивает цену. Арифметика простая: разрешение стоит 3150 рублей, штраф – 2,5 тысячи, а поймают бомбилу или нет, еще неизвестно. Санкции в 30 тысяч, согласитесь, были бы большим аргументом. Эксперт считает, что развитие рынка должны контролировать и муниципалитеты, но пока такие полномочия им не переданы. – Наш регион указывал на правовое несовершенство, выступал с законодательной инициативой. Два года назад на федеральном уровне был подготовлен новый документ, но он до сих пор не принят, – отметил собеседник. Что же касается жалоб, то тут всё сложно. Если на дряхлую машину легального водителя можно пожаловаться в Службу технадзора ЯНАО, то наказать такси за опоздание (на рейс, например) можно только через суд, собрав доказательства материальных убытков и морального вреда.

Таксисты предпочитают наличку?
© Красный Север