Югра продолжит жить в долг. Власти ХМАО представили бюджет округа до 2020 года

Правительство Югры наконец-то представило параметры бюджета региона на предстоящую трехлетку. В рамках заседания властей региона было утверждено распоряжение по основным направлениям налоговой, финансовой и долговой политики, включающее в себя и информацию о доходах и расходах казны на 2018-2020 годы. Сам проект бюджета пока что не вынесен в публичное пространство, документ – лишь первая стадия подготовки. Главная деталь – дефицит югорской казны. В 2017 году, согласно планам, разница в доходах и расходах бюджета округа составит 17,45 млрд рублей. В 2018 ситуация в окружных финансах усугубится: дефицит достигнет 22,62 млрд рублей. Однако на 2019-2020 годы пока что заложены более приятные параметры: показатель составит 16,59 и 15,19 млрд рублей соответственно. Однако стоит напомнить, что еще в 2016 году дефицит составлял 8,29 млрд рублей, а 2015-й и вовсе был закончен с профицитом в 6,5 млрд. Второй момент – собственно, сам бюджет региона, заметно исхудавший за последние годы. Так, если в 2015 году доходы югорской казны составляли 228 млрд рублей (для справки – один из рекордных показателей для ХМАО, обеспеченный, в первую очередь, ростом курса доллара США), то в 2016-м они снизились до 197,9 млрд рублей. План на 2017 год – 179 млрд рублей. Падение продолжится и в будущем: в 2018 году доходы упадут до 176,4 млрд, после чего снова пойдут вверх – согласно прогнозам правительства региона, в 2019-2020 годах они составят 178,78 и 182,63 млрд рублей соответственно. Напомним, в середине лета депутаты окружного парламента уже поднимали вопрос снижения доходной части бюджета Югры в рамках очередного заседания. Как поясняли представители департамента финансов, причиной резкого падения доходов казны стало снижение поступлений налога на прибыль, в свою очередь обусловленное финансовыми результатами главных налогоплательщиков региона – нефтяных компаний. Тогда же парламентарии предлагали ведомству принять некий план по увеличению доходной части, однако, о каких-либо конкретных мерах по результатам разговора более не сообщалось. Впрочем, такой план у правительства Югры, безусловно, имеется: собственно, он изложен в принятом распоряжении по направлениям налоговой, финансовой и долговой политики. Меры достаточно жесткие: в частности, власти хотят оптимизировать региональные налоговые льготы с учетом оценки их эффективности, ограничить на 2018-2020 годы принятие новых льгот по региональным налогам, а также установить срок действия для новых преференции, направленных на поддержку экономики ХМАО. В отдельный блок выделены меры по стимулированию инвестиционного комплекса. Пунктов здесь только два. Один относится к центру «Бажен» – проекту «Газпром нефти» по созданию в округе центра отработки технологий добычи углеводородов из баженовской свиты. Центру, по всей видимости, будет предоставлены льгота по налогу на имущество. Второй – про диверсификацию югорской экономики и развитие промышленности. По всей видимости, основным получателем льготы станут компании, которые займутся созданием на Приполярном Урале горнорудного кластера. Проект крайне амбициозный, оценивается более чем в 100 млрд рублей, и, вероятно, именно на него делают ставку власти Югры в развитии налоговой базы региона. С компаниями, которые займутся созданием новых промышленных производств, будет заключаться специальный инвестиционный контракт, после чего предприятия смогут получить льготу по налогу на прибыль на срок не более 10 лет. Самый интересный блок – третий, рассказывающий о совершенствовании налогового законодательства округа «с учетом изменившихся экономических условий». Здесь власти Югры признают, что действующие льготы по понижению ставок для недропользователей «не в полной мере выполняет стимулирующую функцию и оказывает незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений». Судя по всему, департамент финансов округа рассчитывает на введение налога на добавленный доход и предполагает, что данная система будет более гибкой. Однако, подчеркивают авторы документа, «необходимо учитывать ее отрицательное влияние на бюджет автономного округа, так как НДД будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций». Кроме того, говорится в конце блока по налоговой политике, в округе «назрела необходимость переориентации льготы для владельцев лицензий с 1 января 2019 года» Блок о бюджетной политике, несмотря на впечатляющие размеры, не так интересен: по большей части все меры сводятся к всевозможным повышениям «эффективности управления государственными активами» и им подобными идеям. Зато раздел о долговой политике Югры прямо говорит о том, каким образом власти округа намерены закрывать планируемый дефицит. «В 2018-2020 годах государственные заимствования будут основным источником финансирования дефицита бюджета автономного округа. Заемные средства будут привлекаться в виде эмиссии государственных ценных бумаг автономного округа и кредитов банков. В целях формирования низкорискованной структуры государственного долга на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка. Приоритетным направлением в осуществлении заимствований в планируемом периоде будет выпуск средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг», – говорится в документе. Отметим, в списке мер по повышению бюджетной устойчивости не упоминается продолжение приватизации госактивов региона. В то же время собеседник агентства в правительстве округа подчеркивает, что продажа госпредприятий в частные руки станет одним из основных способов закрытия дефицита. По всей видимости, первой в списке станет многострадальная ГСК «Югория»: компания значится в планах на приватизацию в нынешнем году, а ее номинальная стоимость составляет около 3,8 млрд рублей. По словам собеседника, принятие бюджета на 2018 и планируемый период 2019-2020 годов намечено на конец осени текущего года.

Югра продолжит жить в долг. Власти ХМАО представили бюджет округа до 2020 года
© РИА "ФедералПресс"