Далее:

«Вкладывать в Калмыкию нужно сейчас, пока это дешево»

«Вкладывать в Калмыкию нужно сейчас, пока это дешево»
Фото:
— Зоя Олеговна, вы возглавляете министерство меньше восьми месяцев, что удалось сделать, как оцениваете свой старт и какие ключевые задачи ставите?
— Мы начинали с полного мониторинга. Конечно, нельзя говорить, что до нас аналитическая работа не велась. Есть статистические данные, другие наблюдения. Но мы решили погрузиться. Как человек приходит в поликлинику, доктор его отправляет на анализы, чтобы поставить диагноз, такой принцип и здесь.
Понимаете, одно дело общереспубликанские проблемы, одинаковые и для, скажем, Сарпинского и Яшалтинского района, а есть совершенно различные ситуации. Чтобы их решить, нужно понять. Такой срез и был сделан.
— Вы ездили по районам?
— И ездили, и продолжаем. Все районы мы проработали с такой миссией, которую для себя называли «скорая помощь для предпринимателей». Со мной было полтора десятка специалистов — это и из министерств республиканских, а также ресурсных организаций, контрольно-надзорных органов. Вы знаете, что в контрольной деятельности сейчас стараемся отходить от ситуации, когда KPI — это количество проверок в пользу риск-ориентированного подхода внедрять. Кроме того, эта команда помогла за эти информационные дни для предпринимателей решить очень много конкретных проблем бизнесменов. Не стоит скрывать, что в некоторых муниципальных образованиях, да, не хватает квалифицированных специалистов. Во многих случаях помощь, скажем, от сотрудников министерства земельных и имущественных отношений была очень действенной прямо на месте. Собрана статистика, которую анализируем и скоро опубликуем. Есть, конечно, вопросы и федерального уровня разрешения, что тоже не означает, что их нельзя решить, просто путь дольше. А большинство болевых точек можно и нужно устранять действиями самих районов и республиканской власти
— Какие общие выводы?
— Я поняла, что нужно строить ту базу, которая будет приемлема для инвесторов. Благодаря которой они могут зайти именно к нам. Сейчас регионы между собой конкурируют, для этой оценки есть много инструментов, в частности в АСИ (Агентство стратегических инициатив), с которым мы заключили соглашение о сотрудничестве. Это и национальный рейтинг, и целевые модели. Нас там слышат, уже вносят коррективы. Вот по показателям нацрейтинга АСИ запрашивает 250 оценок. У нас в республике, например, по подключениям к сетям раньше было, скажем, 17 в год. Теперь опрашивают только тех, кого фактически подключили. Вообще от того, что у нас низкая плотность населения и, соответственно, количество предпринимателей не так велико, хотя в соотношении оно и неплохое (около 11 тыс. предпринимателей на 278 тыс. населения, — прим. «ФедералПресс»), но республика слегка чувствует себя ущемленной. Ведь федеральная поддержка Минэкономики считается от числа предпринимателей. А спрашивают как со всех — покажите, говорят, Зоя Олеговна, ваши институты поддержки. Кстати, центр развития предпринимательства у нас уже создан. Что касается бизнес-инкубаторов или тем более технопарков, то на это пока нет ресурсов. Да и цель не в том, чтобы создать один, два, десять институтов. Путь будет один, но он будет результативным — будут реализовываться новые проекты, расти инвестиции бизнеса в республику. По последним результатам, около 13 млрд рублей в год, еще 2,5 млрд — это государственные вложения.
— Это в условиях фактической моноукладности? Кстати, она не тормозит?
— Агропромышленный комплекс, а еще конкретнее — мясное скотоводство, да, основная статья доходов республики. Но это еще и наше конкурентное преимущество, реперная точка, на которую мы можем и будем опираться. Наш шанс — диверсифицировать сельское хозяйство и развивать промышленность. Первоначально, разумеется, связанные отрасли. Кроме этого — параллельно развивать растениеводство. Всем известно, что у нас завершается реализация крупного проекта «БифАрт» в Кетченеровском районе, но он не сам по себе, а влечет за собой развитие по всей республике. Это откормочная база. Также по поручению главы Алексея Маратовича (Орлова, — прим. «ФедералПресс) в каждом районе уже в этом году будут введены убойные цеха. Причем работает частный бизнес, его удалось заинтересовать и стимулировать через субсидирование именно на это направление. И работа уже пошла плодотворно.
— Влияют ли на задачи, которые решает ваше ведомство, особенности, связанные с культурой республики и ее жителей?
— Я как выпускник дипломатической академии не могу не понимать, что да. Самое главное, что наша экономическая успешность зависит от того, как скоро о республике будут знать во всех уголках нашей страны, то и к нашей продукции будет иное отношение. Я думаю, мы встали на правильный путь. У нас очень активно министерство культуры и туризма. А еще более важно то, что госуниверситет имени Басана Бадьминовича Городовикова стал опорным. Если мы будем заниматься только хозяйством, забросив образование, ничего не получится. Но мы стараемся выстраивать многовекторность развития, за этим будущее.
— Как этого добиваться? Что делаете?
— Во-первых, горизонтальное взаимодействие. Есть определенный костяк, который думает по-современному, в том числе даже потому, что это молодые люди. Например, Окон Валерьевич (Нохошкиев, — сити-менеджер Элисты, 1984 года рождения) моложе меня. Мы говорим на одном языке, а главное — на практике внедряем то, что модно называть проектное управление. Фактически глава или премьер-министр ставят задачу, а мы собираемся на межведомственом уровне в проектный офис и ее решаем.
— Молодые образованные выходцы из республики, живущие в других регионах, могут помочь?
— Они это уже делают, причем совершенно безвозмездно. Спасибо им за такое отношение к республике. У нас прошла очень интересная сессия «Калмыкия зовет», на которой наши предприниматели и коучи с международным опытом провели мастер-классы. Это очень полезно и этот ресурс успешных будем развивать.
— Вы говорили об инвесторах, кто это может быть? Итальянские предприниматели, бизнес-миссию которых вы организовывали в республике прошлой осенью, или в новое развитие будут вкладывать, скажем, местные фермеры?
— Повторюсь, мы придерживаемся двух основных принципов — поэтапность развития и многовекторность, развитие нескольких направлений. Конечно, возможны, и мы на них надеемся, выгодные международные контакты. Как известно, у нас уже запущен один пилотный проект с итальянцами по выпуску сыров. Есть с учетом нашей направленности предложение по производству по переработке кожи. Есть конкретный заинтересованный инвестор, но для него нужно 1000 шкур в день. Такую мощность сейчас республика не может дать, но мы прорабатываем вопрос, чтобы сделать совместно с соседними регионами, выступив таким логистическим центром. Кстати, про итальянцев. Открытость нашей власти, в том числе лично главы Алексея Маратовича Орлова, это тоже преимущество, которое люди видят и хотят идти на сотрудничество. Члену нашего инвестиционного совета предпринимателю сразу после форума с итальянцами звонили его китайские партнеры (в Синцзян-Уйгурском автономном районе КНР проживает около 300 тыс. ойратов — ближайших родственников калмыков) и рассказали, что видели у Зои Санджиевой в инстаграме, что вы начали работать с итальянцами (смеется). Сразу и их интерес повысился.
Что касается местных инвесторов, то да, мы рассчитываем в первую очередь на них. Кстати, Росстат и вообще федеральные органы никак не можем убедить, что в оценке безработицы и вообще хозяйственного положения по отношению к скотоводческим районам ощутимая недоработка. Нет порога по численности стада. То есть человек, например, владеет тысячей голов, но это числится личным подсобным хозяйством. У него трехэтажный дом, две машины, а с точки зрения статистики он безработный. В промышленном производстве, даже в переработке, нет такой быстрой отдачи, как в животноводстве. Вместе с тем, нет и таких рисков потерять все, как есть в животноводстве, скажем, в случае эпидемий. Надо убеждать, менять психологию. Этот процесс начинается, как раз совместно с университетом.
— Вы заговорили о промышленности, причем, не только о сельхозпереработке. Какие перспективы и в какие сроки? И если уж мы говорим о преимуществах, то надо отметить и тормозящие факторы, например высокие тарифы.
— Мы выходим на системные меры по стимулированию инвестиций. Нам удалось защитить и принять в Хурале изменения в региональный закон по льготам инвесторам — снизить нижнюю планку капвложений с 50 до 10 млн рублей. Но только при вводе объекта в эксплуатацию.
Что касается промышленности, она у нас растет, казалось бы, бурными темпами — по 120% индекс, но доля промышленности в региональном продукте не дотягивает пока и до 5%, то есть это эффект низкой базы. Сейчас мы готовим комплексную площадку на севере Элисты. С подключениями, логистикой. Когда наработаем опыт, то его можно будет тиражировать на другие территории, например, Городовиковск, который ближе к Ставрополю или Ростову, чем к Элисте.
Стоимость электроэнергии — это, действительно, проблема. Предприниматели входят в категорию «иные потребители», тариф для которых в Калмыкии самый высокий в ЮФО (а также и СКФО, один из самых высоких в РФ 8,18 руб/кВтч, — прим. «ФедералПресс»). Это объясняется опять-таки географией — территория большая, нужны протяженные сети и их обслуживать, а населения немного и потребление тоже низкое. Вероятно, мы будем выходить с предложением установить единый тариф по всему ЮФО. Это реально, нужно продумать компенсационный механизм. Что касается региональных мер, то мы для обрабатывающих производств часть затрат на коммунальную сферу планируем компенсировать из республиканского бюджета.
Мы понимаем, что промышленное производство нужно стимулировать. Нигде никогда не было уверенного экономического роста без промышленности. И тот этап, на котором мы сейчас, это тоже особое преимущество. Мы как маленькая компания, которая только начинает и ее акции стоят пока один доллар, а в будущем могут принести большие дивиденды. Вкладывать в Калмыкию нужно сейчас. Это свободная ниша, регион, в котором есть потенциал, их мало в стране.
— Какие целевые показатели?
— Для нас главная цель — это увеличение инвестиций в республику, количества высокопроизводительных рабочих мест и экспорта, внутрироссийского, но в последующем и международного. Сроки по конкретным показателям и их цифровым значениям, пока ставить сложно, мы в начале пути. Но на ближайшее время цели и задачи есть в принятой нами Стратегии до 2020 года.
— В принятых документах требуется принятие и стратегий муниципалитетами. Зачем, ведь та же промышленная политика — это не их полномочия по 131-му ФЗ?
— Стратегия не просто документ, а план действий. Он должен быть. А у нас некоторые районы, к сожалению, пока этого не поняли. Что касается разграничения полномочий, то будем работать совместно. И именно такая синергия и должна дать результат. Я в этом не сомневаюсь.
Оставить комментарий