Взлет с минтрансова плеча

Краевые власти заманивают перевозчиков в новый терминал субсидиями Краевой минтранс собирается увеличить программу субсидирования для перевозчиков, которые откроют новые рейсы в строящемся терминале Большого Савино. Средства для авиакомпании краевые власти собираются выделять в течение полутора лет. Такие «скидки», уверены эксперты, довольно новая инициатива — обычно льготы перевозчикам предоставляет сам аэропорт. Тем не менее это станет хорошим стартом для авиакомпаний и «моральной поддержкой» для инвестора нового терминала, говорят специалисты. Правительство Пермского края ведет переговоры с авиаперевозчиками об увеличении количества рейсов из нового терминала международного аэропорта Пермь. Как сообщил „Ъ-Прикамье“ источник, близкий к аэропорту, уже состоялось несколько совещаний, на которые руководство минтранса приглашало представителей крупнейших российских авиакомпаний. Так, по данным собеседника, минтранс предложил авиакомпаниям открывать новые рейсы из аэропорта в обмен на субсидирование. Бюджет готов субсидировать работу перевозчиков на новых рейсах полтора года. Речь идет о направлениях, которых еще нет в расписании Большого Савино. Источник в кабмине подтвердил „Ъ-Прикамье“ эти сведения. Стоит добавить, что минтранс уже выделил в этом году 34,236 млн руб. на субсидирование рейсов в Краснодар, Новосибирск и Минеральные Воды. Напомним, строительство нового терминала пермского аэропорта началось в октябре 2015 года. Инвестором выступает компания «Новая Колхида», принадлежащая Роману Троценко и владеющая чуть более 50% ОАО «Международный аэропорт Пермь» (МАП). По проекту общая площадь здания составит 29 тыс. кв. м, пропускная способность в часы пик — 904 человека в час, годовой пассажирооборот — 2–3 млн человек. Сдача терминала в эксплуатацию намечена на 1 декабря 2017 года. Действующее двухэтажное здание вокзала было построено в 1967 году. Сейчас проводятся работы по капремонту здания и благоустройству привокзальной территории, в ближайшее время будет завершен монтаж лифтов, эскалаторов, линий регистрации и обработки багажа. Ранее гендиректор ООО «Новапорт» (учредитель «Новой Колхиды») Сергей Рудаков заявлял о намерении сделать пермский аэропорт региональным хабом для перевозок по Уралу. Вместе со строительством нового здания вокзала планировалось связать Пермь в первую очередь с Тюменью, Челябинском и Ижевском. Для выполнения этой задачи обсуждалось увеличение площади нового терминала до 40 тыс. кв. м. Отметим, помимо аэропорта Пермь, свои новые терминалы в этом году должны сдать аэропорты Красноярска, Ростова-на-Дону. Новое здание ближайшего крупного аэровокзала Кольцово (Екатеринбург) было сдано в 2009 году. В 2015 году новыми терминалами обзавелись самарский Курумоч, международный аэропорт Уфа, в 2016-м были доделаны работы в калининградском Храброво. Согласно информации опрошенных „Ъ-Прикамье“ перевозчиков, сотрудников аэропортов и экспертов, а также открытым данным, региональная поддержка для авиа­компаний в новых терминалах — необычная для России инициатива. Тем не менее авиакомпании положительно смотрят на предложение региональных властей субсидировать их рейсы. В 2016–2017 годах в Перми были закрыты и до сих пор не возвращены регулярные рейсы в Чехию (Прага), рейсы в Испанию (Барселона). Новыми для аэропорта в 2017 году стали рейсы в Геленджик компании «ЮВТ Аэро». Эта же компания намеревалась открыть вылеты в Калининград и в скором времени может открыть маршрут Пермь — Минеральные Воды, который получил краевую субсидию в 4,7 млн руб. Гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев заинтересовался предложением краевого правительства. «Если будет постановление, мы с удовольствием воспользуемся субсидией. Полтора года — это нормальный срок. Чем больше, тем лучше, — сказал он. — Новый терминал и так будет привлекать больше пассажиров: он станет более удобным и для авиакомпаний». Господин Трубаев пояснил, что шанс открыть рейс в Калининград из Перми также есть, потому что вылеты из Храброво, к тому же, приоритетны в дотациях у Минтранса РФ. В самом аэропорту Храброво „Ъ-Прикамье“ сообщили, что при строительстве их нового терминала о дополнительных субсидиях для перевозчиков от регионального минтранса «не было и речи», так как у них действительно широкая программа дотаций. Федеральная программа субсидирования в 2017 году в Перми была сокращена с 11 до шести направлений. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко видит в заявлении пермского минтранса скорее «демонстративный шаг» и «пиар-ход»: обычно скидки на перевозки дают сами аэропорты. «Если речь идет о новом направлении, то это небольшой пассажиропоток, поэтому субсидирование можно назвать моральной помощью инвестору терминала, и, как бы это нереалистично ни звучало, договоренностью, — поясняет он. — В отличие от аэропортов в городах, где поддержка государства необходима (удаленные пункты, стратегические аэропорты), в Перми таких мер не требуется. В терминале станет больше площадей — будет больше арендаторов». Он уверен, что краевые минфин и минтранс в расчете суммы субсидии будут идти «от возможностей», нежели «от потребностей», но полтора года субсидирования для «раскатки» рейса вполне может хватить. Дмитрий Камаев

Взлет с минтрансова плеча
© Коммерсантъ в Перми