Владимир Жидкин: Новая Москва - ресурс дальнейшего развития столицы

Москва слово держит Владимир Федорович! Московские дачники и садоводы, у которых были участки на землях, вошедших в состав Москвы, боялись, что бульдозеры снесут их домики в процессе строительства многоэтажек. Есть пострадавшие в этом наступлении? Владимир Жидкин: Скажу сразу: вся жилая и нежилая недвижимость в Новой Москве строится только на свободных землях. А их и сейчас свыше 40 тысяч гектаров. Эти территории - ресурс дальнейшего развития столицы, создания новых рабочих мест, строительства жилья, соцобъектов, разных коммуникаций. Прокладывая нужные всем дороги, мы советовались с жителями на публичных слушаниях, где лучше их прокладывать. Итог? Под стройку попал один или два дома - их владельцам, как и положено по закону, выплачена компенсация по рыночной цене. Садовым товариществам обещали даже улучшить условия жизни: подвести, например, свет... Владимир Жидкин: Да, в момент присоединения у 28 СНТ не было электричества. Его подвели в первый же год. Сейчас электролинии дошли до всех СНТ - они занимают 7 тысяч гектаров. Но в некоторых жалуются на нехватку мощностей - в домах все больше техники, и энергии требуется больше. Но разработать проектную документацию для увеличения мощностей в каждом товариществе - дело самих садоводов. Если она есть, проблема решается. Много было и разговоров о переносе органов государственной власти в Новую Москву. Сейчас об этом ничего не слышно. Эта идея жива или потеряла свою актуальность? Владимир Жидкин: Первое здание - семиэтажное, площадью 33 тысячи квадратных метров - в Коммунарке в этом году примерно к ноябрю будет введено в эксплуатацию. Там разместятся префектура Троицкого и Новомосковского округов, частично наш департамент, а также другие подразделения городской власти - Москомархитектуры, Жилищной инспекции и другие. Населению округа так будет удобнее - ведь его численность там выросла с 230 тысяч до 350 тысяч человек. Для переезда федеральных чиновников, на мой взгляд, пока не лучшая ситуация в экономике. Будем побогаче, тогда и можно будет вернуться к этому А федеральные ведомства? Они тоже планировали справить новоселье подальше от центра Москвы... Владимир Жидкин: Площадка для строительства комплекса административных зданий площадью 1,3 млн кв м - 40-этажной высотки - в Коммунарке сохраняется. Сети к подведены, дороги проектируются. Ну, а для строительства самого комплекса и переезда федералов, на мой взгляд, пока не лучшая ситуация в экономике. Надо зарабатывать деньги для бюджета, а не тратить их. Будем побогаче, тогда можно будет вернуться к вопросу. Дороги, дороги Письмо от читательницы "РГ" Ирины Балашовой. Она пишет: "Много лет я жила в Москве. А потом переехала в микрорайон Град Московский в Новой Москве. И сразу испытала шок: Москва, да не та...Выбираться из микрорайона с населением 20 тысяч жителей, приходится подолгу. 5 километров преодолеваем за час-два...Это до метро. Потом еще пару часов в пробках. Итого - 4 часа в одну сторону и столько же в другую. Хочется знать: кто дает разрешение строить жилые дома там, где нет дорог? Владимир Жидкин: Град Московский наполовину был построен еще до присоединения этой территории к столице. Разрешение на стройку выдал глава Ленинского района. Чтобы исправить транспортную ситуацию в микрорайоне, на деньги инвесторов расширена дорога. Кроме того, к ноябрю-декабрю закончим прокладку дороги до Сосенок, где есть метро и выезд на Калужское шоссе, которое столица уже полностью реконструировала. Таким образом, у жителей Града Московского к концу года будет выбор - выезжать на Калужское шоссе или на Киевское, куда выезд есть и сейчас, но из-за узкого горлышка в час пик там пока скапливаются машины. Чтобы окончательно решить проблему, принято решение сделать еще один прямой ход на Киевку. Думаю, к 2019 году сделаем. Параллельно строим еще 7 дорог, а до декабря выйдем на сооружение 5 новых. До 2020 года планируем открыть 200 километров дорог. Улучшит связь со столицей и строительство железнодорожных переездов. В Щербинке переезд уже сдали - там раньше машины по часу стояли в ожидании "зеленого". Еще один скоро сдадим в Кокошкино, а через пару месяцев - в Крекшино. Обсуждается и концепция создания двух железнодорожных вокзалов в ТИНАО- в Старосырово на Курском направлении и в Санино на Киевском. Если мэр утвердит концепцию, то от этих вокзалов еще пути, что позволит увеличить количество электричек. Пришло в Новую Москву и метро: работают станции - "Румянцево" и "Саларьево". Жители каких населенных пунктов в ближайшее время тоже получат метро? Владимир Жидкин: В этом году Солнцевско-Калининская ветка дойдет до станции "Рассказовка". Решено продлить Сокольническую линию до станции "Столбово" вблизи Коммунарки. На новом 9-километровом участке откроются еще три станции: "Филатов луг", "Прокшино" и "Ольховая". Все четыре стоят в планах стройкомплекса столицы на 2018 год. Думаю, что после их открытия доехать из Новой Москвы до Москвы исторической будет значительно проще. Сыграют роль и 24 запланированных транспортно-пересадочных узла. Первый, плоскостной, возле станции "Саларьево" уже открылся. Там по утрам жители оставляют примерно по 5 тысяч машин и едут на метро. Работа у дома Появление Новой Москвы с надеждой встретили и жители Московской области, которые ездят на работу в Москву в переполненных электричках. Ведь столичные власти обещали развивать на территориях, вошедших в Москву, и точки приложения труда.... Владимир Жидкин: В генплане столицы записано: к 2035 году в Новой Москве должен быть создан 1 миллион рабочих мест. В момент присоединения их было всего 84 тысячи, а сейчас - на 100 тысяч больше. За пять лет создано больше, чем за всю историю территории! Кто же из жителей может найти работу возле дома? Владимир Жидкин: Строители: строительный бум обеспечил занятость 20 тысяч человек. Инженеры, квалифицированные рабочие - у нас рождается много новых производств. Например, технопарк "Индиго-парк" дал крышу 50 мелким предприятиям - по сборке мебели, медоборудования, небольшим производственным цехам и т.д. Успешно развиваются заводы "Мосрентген" и "Веко". Скоро начнет строиться завод по производству французской косметики "Л Ореаль". Есть большое количество сельхозпредприятий - на территории выращивается порядка 70 тысяч голов крупного рогатого скота. Широко представлена пищевая переработка, фасовка, логистика, ай-технологии.Ну и, конечно, торговля - в агрокластер "Фуд Сити" в Мамырях едет пол-Москвы, продукты там вдвое дешевле, чем в столичных магазинах и на рынках. Обзавелись торговыми центрами в Новой Москве и многие крупные сети Москвы. Так что чего-чего, а проблемы, что где купить, у новых москвичей нет. Но благодаря тому, что активно начали развиваться и другие отрасли, численность жителей, занятых в торговле, упала с 42 до 37%. В целом же работу поблизости от дома уже имеют 63% трудоспособного населения округа. Наша цель - довести эту цифру до 70%. Обсуждается и концепция двух железнодорожных вокзалов - в Старосырово на Курском направлении и в Санино на Киевском Как столица добилась этого? Владимир Жидкин: С бизнесом, ориентированным на создание производственных мест, городским властям оказалось проще договориться. Тяжелее было найти общий язык с теми, кто и дальше хотел строить только жилье. В апреле Москва приняла правила землепользования и застройки. Активность бизнеса после этого на глазах возросла. Дело в том, что правилами предусмотрено на всех площадках под жилищное строительство создание и производственных, офисных площадей. Если этого не сделать, то когда придет время согласовывать в правительстве Москвы вторую очередь строительства жилья, ее не согласуют. А земля-то куплена, еще в 2000-е годы. И если площадка будет пустовать, компания будет нести убытки, пока не выполнит требований, утвержденных законом Москвы. Инвесторы это прекрасно понимают и приходят к нам с новыми идеями: хочу построить завод, технопарк, деловой центр...Так, в Новой Москве все больше жителей, которым требуется на дорогу до работы 10-15 минут, а не часы. Московские власти рассчитывали, что средства, вложенные в развитие Новой Москвы, окупятся ростом налогов в бюджет столицы. Оправдываются надежды? Владимир Жидкин: Пока город больше вкладывает в развитие присоединенных территорий, чем получает отдачи. Это нормально, учитывая предыдущий уровень развития и необходимость подтянуть их до столичной планки. По всем расчетам к 2020-2021 году, когда начнут генерировать налоги создаваемые сейчас рабочие места, Москва выйдет по доходам в плюс. Школа, садик, парк... А что с дефицитом социалки, который испытывали присоединенные территории? Владимир Жидкин: Чтобы справиться с ним, сделано многое. В общей сложности построено 47 социальных объектов. Одних садиков 30, а еще 7 поликлиник и 10 школ. Скажите Саранску, столице Мордовии, например, что за пять лет можно столько построить - в жизни не поверит. А мы и в будущем году введем еще 10 школ - в том же Граде Московском, Коммунарке, Щербинке, Новых Ватутинках. Раз строится новое жилье, значит, нужна и социалка. Пройдет время, у новоселов вырастут дети, и им все равно придется ездить на учебу в институт в Москву- историческую... Владимир Жидкин: Вузы сами к нам приедут. МИСИС, например, планирует с помощью инвестиционного проекта построить целый образовательный кластер - с учебными корпусами и проживанием в районе Коммунарки. Еще одна компания решила вместо жилья на своей земле построить кластер для политехнического университета, выручив деньги за его московские здания. Бизнес строит и платную школу на 2100 мест, куда уже конкурс по 30 человек на место. Думаю, как только экономическая ситуация улучшится, московские институты и университеты в очередь выстроятся, чтобы переехать в Новую Москву. Большинству из них ведь крайне неудобно в мегаполисе. Общежития и учебные корпуса раскиданы порой по 30-40 площадкам. Цифры по строительству жилья в Новой Москве звучат пугающе... Владимир Жидкин: Почему? Да, в Новой Москве за пять лет построено 8 миллионов квадратных метров жилых домов. Но все эти дома строятся по новым стандартам качества. В результате получаются не новые унылые спальные районы, а яркие кварталы переменной этажности, с хорошими дворами, детскими и спортплощадками, парковками. Разве при таких количествах новостроек можно сохранить традиционный малоэтажный характер застройки земель, прилегающих к Москве на юго-западе? А ведь звучало и такое обещание... Владимир Жидкин: Можно! Из 8 миллионов 2,5 миллиона квадратных метров - это коттеджи и таун-хаусы. То есть более трети. Но и многоэтажки - тоже не небоскребы. 5, 7, 10, 12-этажные дома. 17-этажных совсем немного - процентов 10, а 40-этажка - и вовсе лишь одна запланирована, административный центр - в качестве акцента для Коммунарки. А в программе реновации Новая Москва намерена участвовать? Владимир Жидкин: У нас было выставлено на голосование 67 пятиэтажек в Щербинке, Михайло-Ярцево, Мосрентгене, поселениях Пязановское, Первомайское и Московское. В 8 домах не захотели войти в программу, в остальных 59 проголосовали за. Помимо них, жители еще 84 домов на общих собраниях тоже решили подключиться к реновации. Стартовые площадки под новые дома есть во всех населенных пунктах. Но мы решили предоставить людям выбор: получить новую квартиру в своей деревне или в жилых комплексах. Многим больше нравится второй вариант, в комплексах лучше развита инфраструктура, более комфортная городская среда. Наверное, при таких масштабах строительства зелени совсем не остается? В Интернете встречаются сигналы, что то и дело вырубается лес под очередную стройплощадку... Владимир Жидкин: Начнем с подсчетов. 8 миллионов квадратных метров жилья, если вычесть земли, еще раньше выделенные под коттеджи, размещены максимум на 1000 га. А у нас, как я уже говорил, свободных еще более 40 000 гектаров. Чтобы почувствовать происходящие перемены, вы, когда выезжаете в нашу сторону за пределы МКАД, оглянитесь по сторонам. Увидите много мест, где вчера еще было поле, а сегодня зелено. Мы разбили уже 5 парков, инвесторы приступили к проектированию крупных тематических парков: "Глория" неподалеку от Мосрентгена и Парк Героев в Роговском поселении. А к 2035 году в Новой Москве запланировано создание 85 парков общей площадью 12 тысяч гектаров. Да и где еще, как не в Новой Москве, есть столько возможностей для обустройства парковых зон? Лес же вокруг. Убрал сухостой, построил на свободной площадке кафе, гостиницу, проложил летом велодорожки, а зимой лыжню... Вот и готов парк! А для других целей лес и не трогаем. Разве что продолжаем расчищать от валежника и свалок. Каждый день этим занимается специально созданное государственное бюджетное учреждение. 100 рабочих в нем. Будем чистить, пока не очистим все 75 тысяч гектаров. Пусть шумит, радует всех своей природной красотой.

Владимир Жидкин: Новая Москва - ресурс дальнейшего развития столицы
© Российская Газета