Минпромторг предложил новые схемы поддержки экспорта в железнодорожной отрасли

Производителям железнодорожного подвижного состава могут компенсировать пошлины на импорт комплектующих для производства продукции, которая затем уйдёт на экспорт, и предоставлять льготное финансирование проектов по локализации производства за рубежом. С такими предложениями выступает Минпромторг, сообщил на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожной отрасли Всеволод Бабушкин. Эти предложения, по его словам, могут быть внесены в разрабатываемую для отрасли стратегию экспорта, которая может быть утверждена уже в этом году. «Если мы ввозим с вами комплектацию — импортируем — под продукцию, которая пойдёт на внешние рынки, то нами предлагается разработать механизм по компенсации этих пошлин или невзимание их», — сказал он. Механизмы, позволяющие не взимать эти пошлины, как утверждает Минэкономразвития, есть, говорит Бабушкин. «От Минэка мы услышали, что механизм этот есть, но так, когда мы это будем делать на отдельные коды ОКВЭДов, это займет от года до полутора лет. Поэтому мы видим пробел, и чтобы этот период закрыть — возможна компенсация», — сказал он. К консенсусу по вопросу возможности компенсации, по его словам, ведомства не пришли, не определено и каковы могут быть параметры компенсации. Кроме этого, Минпромторг предлагает предоставлять льготное финансирование в части локализации производства за рубежом. «Например, Иран. У нас есть ряд компаний, которые заинтересованы в развитии там. Иран сам заинтересован — локализовать производство тех же самих вагонов. Нами предполагается создание поддержки — либо это будет какое-то крупное кредитование, либо ещё что-то», — сказал Бабушкин. Так, в марте 2017 года Объединённая вагонная компания заключила сделку с тремя компаниями из Ирана на сборку 6 тыс. вагонов для Иранских железных дорог в течение трех лет. Среди предложений Минпромторга — субсидирование производителям процентов по кредитам на высокотехнологичную продукцию, поддержка постпродажного обслуживания. «Мы рассчитываем, что к концу года мы сделаем рабочее постановление по постпродажному обслуживанию продукции», — сказал Бабушкин. «Мы видим, что объём внутреннего потребления у нас закрывает 50% мощностей, соответственно, мы сильно рассчитываем на экспорт», — объясняет Бабушкин. Ряд механизмов уже работает, напоминает он. Среди них — субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым иностранным покупателям; субсидирование части затрат, связанных с сертификацией, омологацией, транспортировкой. Стратегию экспорта железнодорожного машиностроения по заказу Российского экспортного центра разрабатывает Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Опубликованный ИПЕМ проект стратегии предполагает, что при наличии поддержки экспорт российской продукции железнодорожного машиностроения к 2020 году вырастет на 44% до $630 млн, к 2025 году — на 172% до $1,19 млрд. Целевые рынки сбыта такой продукции, согласно проекту, — страны СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Океании. «Скорее всего, если мы это сейчас сделаем быстро, может быть, в осеннюю сессию мы что-то и внесём. Если пройдёт быстро к августу. Если не успеем — значит, это будет 2018 год», — добавил Бабушкин.