Локализация как инструмент формирования кластерной экономики

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ: Кластерная модель экономики привлекательна для инвестров "Мы не идем к этому проекту по кластеризации — мы уже в нем существуем. Четыре крупных кластера реализуют свои программы в Архангельской области", — Игорь Орлов, губернатор Архангельской области. "Локализация очень хороша для тех компаний, которые приходят в Россию. … Потому что там есть экспертиза, там есть необходимый человеческий капитал, там есть уже сформированная система поставщиков, там есть административная управленческая структура, которая организует взаимодействие между организациями, предприятиями, научно-исследовательскими подразделениями и т.д. Компания, которая локализуется в кластере, на самом деле снимает с себя очень большую часть проблем, которые всегда ассоциируются с необходимостью поиска поставщиков, набором кадров и т.д.", — Олег Фомичев, замминистра экономического развития РФ. "Кластерный подход должен послужить новым стимулом или новым витком локализации и иностранных, и российских компаний в регионах РФ", — Игорь Марчев, директор департамента по управлению проектами и работе с инвесторами, АО «ОЭЗ». "Вчера мы объявили результаты нового ежегодного опроса, и он показывает, что члены нашей ассоциации более позитивно смотрят, по сравнению с предыдущим годом, на развитие бизнеса в России", — Томас Штэрцель, Председатель Ассоциации европейского бизнеса, гендиректор ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД». ПРОБЛЕМЫ: Бюрократия и административные барьеры "Есть много бюрократических процедур. Конкретный пример: у нас 800 заявок от компаний, которые хотели бы работать с нами по франшизе. Им необходимо оформить большое количество документов. На это уходит от 6 до 9 месяцев. Я могу дать пример другой страны, где мы работаем, — там все успевают сделать за 3 месяца", — Питер Бооне, генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Интернэшнл». "Администрирование госзакупок очень строгое. Мы считаем, что для участников рынка эти ограничения создают неравные условия. Это снижает привлекательность локализации для иностранных игроков и ограничивает возможности для инновационного развития. … Мы считаем, что очень строгие санкции, штрафы накладываются на инвесторов в некоторых ситуациях, что оказывает негативное влияние на поступления в бюджет", — Томас Штэрцель. "Токования законов могут быть неоднозначными. В результате многие компании отказываются от инвестиционных проектов. … Кроме того, не всегда есть понимание на региональном уровне, как работает закон", — Томас Штэрцель. РЕШЕНИЯ: Повышение гибкости госрегулирования "Важно, чтобы кластеры могли сильнее влиять на принятие решений на федеральном уровне, на работу регулирующих организаций. Региональные кластеры могут оказывать большое влияние на различные форматы документов, например, на специнвестпроекты", — Ян-Олоф Йакке, Президент, AstraZeneca AB. "Есть так называемый кодекс поведения в автомобильной отрасли, потом к ней присоединилась и фармацевтика. Автопроизводители сами на себя берут некие обязательства в рамках этого кодекса поведения. Сами себя регулируют — свои взаимоотношения с дилерами и др. … И мы это называем мягкое регулирование. Оно дает большую гибкость с точки зрения бизнес-процессов, и процесса локализации тоже", — Томас Штэрцель. Стабильность и прозрачность условий, защита прав инвесторов "Что может сделать правительство, чтобы помочь? Стабильность — вот, что нам нужно. Чтобы мы могли действовать, планировать в долгосрочной перспективе», «Защита интеллектуальной собственности, защита патентов — это очень важный аспект. В нашем бизнесе инновации очень важны. Если нет мотивации создавать инновации, если нет надлежащей защиты интеллектуальной собственности, то очень трудно привлечь инвесторов", — Фелипе Пастрана, Вице-президент по региону Восточная Европа, Ближний Восток и Африка, AbbVie. "Если мы говорим про долгосрочную стабильность, то специальные инвестиционные контракты построены вокруг обеспечения долгосрочной стабильности. И это касается всего — и налогов, и прозрачности принятия долгосрочных решений, и того же самого курса валют. Второе — это наличие команд в регионах, которые в состоянии работать", — Василий Осьмаков, замминистра промышленности и торговли РФ. "Японским инвесторам нужна информация, прежде всего, о всех возможных проектах. Кроме того, если есть какие-то программы стимулирования — это, конечно, будет большим плюсом", — Ясуси Акахоси, президент Организации содействия развитию внешней торговли Японии.