Креативные индустрии: экспортный потенциал и внешнеполитический имидж страны

Сектор креативных индустрий (КИ) в мире растет опережающими темпами – даже во время спада он прибавлял 14%. В развитых странах его доля в ВВП уже составляет от 5 до 9%. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере КИ – ответ на цифровую трансформацию и вызванные ей изменения структуры занятости. В России пока развитие сектора носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире. Креативные индустрии вбирают в себя весь спектр продуктов и сервисов культурного назначения, включая кино и ТВ, дизайн и архитектуру, рекламу и маркетинг, моду и т.д. По данным консалтинговой компании EY, сегмент КИ в 2016 году создавал 3% мирового ВВП и занимал 1% экономически активного населения мира. На страны АТР приходилось 33% рынка или $743 млрд, на Европу – 32% или $709 млрд, Северную Америку – 28% рынка или $620 млрд. Креативные индустрии – важный элемент экспорта развитых стран: около трети продукции и услуг сектора КИ направляются на внешние рынки. Развитие сектора тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом «умных городов», которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий. В Лондоне и Берлине доля КИ в ВВП города достигает 6% и 8% соответственно. Для сравнения – в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 1%. В исследовании «Города будущего», проведенного в 2016 году журналом The Economist, на примере ряда городов показана роль поддержки креативного кластера для роста экономики. Так, начатое в Сеуле в 90-е стимулирование развития ИКТ и медийных технологий привели сегодня город на вершину списка самых технологичных в мире. Колоссальные инвестиции в киберспорт сделали город лидером экспорта в этой сфере. Привлечение двух технологических консорциумов в американский Остин в 80-е годы обеспечило приток в город 100 тысяч жителей. Успехи в креативном секторе привели к удвоению этого показателя за 20 лет и обеспечили строительный бум. Раскрытие потенциала КИ в фокусе внимания многих государств. В 2015 году финансирование КИ в Китае выросло на 11% по сравнению с 2014 годом. В пятилетнем плане развития КНР до 2020 года КИ – один из ключевых инструментов экономического роста страны. Власти Катара выбрали развитие креативных индустрий как одну из мер по снижению от нефтяной зависимости. В 2016 году британская организация Creative Industries Council совместно с правительством разработала пятилетний план развития креативных индустрий. В 2015 году ЕС запустил трехлетнюю программу «Культура и креативность» с бюджетом 4,2 млн евро, которая нацелена на поддержку и развитие КИ в бывших республиках СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). Первая комплексная оценка креативного потенциала городской среды России, приведшая к созданию Индекса креативного капитала, реализована в 2016 году фондом Calvert22 совместно с PwC. Результаты работы лягут в основу стратегии развития цифровой экономики и креативного капитала как части общей программы развития страны на 2018-2024 годы. Индекс станет критерием эффективности работы городских властей. Сектор может стать одним из источников роста неэнергетического экспорта и послужить формированию позитивного имиджа России за рубежом. В конце января 2017 года создан Российский фонд развития информационных технологий, одна из задач которого – помощь для выхода на зарубежные рынки. По инициативе Минкомсвязи для ИТ-компаний в 2016 году был утвержден перечень льгот, облегчающих экспорт продукции за рубеж. В январе 2016 года подписано соглашение о стратегическом взаимодействии в сфере производства и распространения теле- и медиаконтента между «Газпром Медиа» и Shanghai Media Group. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), реалистично достижение доли КИ в ВВП России на уровне 8,5% к 2024 году и 10% к 2035 году. Для этого необходимо введение понятия креативных индустрий в законодательство, выработка стратегии их развития в каждом регионе, создание креативных кластеров, а также бизнес-инкубаторов при федеральных вузах, соответствующая перестройка образовательной сферы, льготное кредитование, популяризация и поддержка экспорта КИ.