Доступность длинных денег: как направить капитал в инфраструктуру?

Слабая инфраструктура России и ее продолжающийся износ сдерживают экономический рост, увеличивают издержки производства и ухудшают качество жизни. По подсчетам экспертов, вложения в транспортную, промышленную, коммунальную и иную инфраструктуру необходимо увеличить минимум в полтора раза, чтобы только остановить процесс ее старения. Поиск источника инвестиций с учетом долгой окупаемости инфраструктурных проектов становится ключевой задачей в условиях дефицита бюджета и западных санкций. Высокая степень износа основных фондов — одна из главных проблем российской экономики. По данным Росстата, с 2008-го по 2015 г. она увеличилась с 45,3% до 47,7%, в том числе в строительстве составила 50,4%, на транспорте — 55,8%, в производстве и распределении газа и воды — 44,5%. В первую очередь, речь идет об инфраструктуре. В рейтинге качества автодорог Индекса глобальной конкурентоспособности 2016-2017 гг., подготовленного Всемирным экономическим форумом, Россия заняла лишь 123 место. Из региональных дорог, по данным правительства, только 40% соответствуют эксплуатационным требованиям. Износ коммунальной инфраструктуры, по данным Минстроя, в среднем по стране составляет более 60%, а в некоторых регионах — более 75%. По данным Минэнерго, около 50% объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. Для ускорения экономического роста России нужны масштабные инвестиции в инфраструктуру, говорится в исследовании российской экономики, подготовленном Всемирным банком: «В 2012-2014 гг. государственные расходы России на инфраструктуру составили менее 1% ВВП в год, в то время как потребности в таких инвестициях оцениваются на уровне $1 трлн — 75% российского ВВП за 2015 г.». Инвестиции в инфраструктуру требуется увеличить на 1,7% ВВП (примерно на 1,5 трлн рублей) в год, подсчитали в НП «Новый экономический рост». Это в полтора раза превышает нынешний объем вложений (около 3,5% ВВП). Для сравнения, по данным McKinsey Global Institute, расходы Китая на инфраструктуру составляют 8,6% его ВВП, Индии — 4,9%, Океании и развитых стран Азии — 4,6%, стран Восточной Европы — 4,1%. Главная сложность для реализации инфраструктурных проектов в России — дефицит средств в условиях кризиса. Бюджет на 2017–2019 гг. предусматривает снижение уровня расходов на инфраструктуру в номинальном выражении к уровню 2016 г. К 2019 г. их доля в ВВП уменьшится более чем на четверть, а в общем объеме расходов бюджета — примерно на 9%, подсчитали эксперты РАНХиГС и ИЭП им. Гайдара. Таким образом, сокращение инфраструктурных расходов идет опережающими темпами. Функция Фонда национального благосостояния (ФНБ) как источника длинных денег в инфраструктуру пересматривается — его планируется использовать для покрытия дефицита бюджета в конце 2017 г. Привлечение банковских кредитов для инфраструктурных проектов остается затруднительным с учетом их долгой окупаемости, высокого уровня ставки ЦБ и ограничений с внешним финансированием. Решение проблемы чиновники и эксперты видят в использовании механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий, привлечении средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ), страховых компаний и инвестиционных фондов. По данным Банка России, объем пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) вырос за 2016 г. на 19% и превысил 3,2 трлн рублей. Концепция индивидуального пенсионного капитала, разработанная Минфином и ЦБ, согласно которой граждане самостоятельно будут копить на пенсию в НПФ, может пополнить этот ресурс. Минэкономразвития предлагает запустить новую систему проектного финансирования за счет средств НПФ и страховых компаний, а не Банка России, как это было ранее. На инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2017 г. премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания на базе ВЭБа «фабрики проектного финансирования». ВЭБ будет искать интересные инвесторам проекты, в том числе инфраструктурные, входить в их капитал с целью привлечения ресурсов сторонних инвесторов. С учетом привлекаемого софинансирования суммарный объем проектов ВЭБ за 2017-2021 гг. может составить до 1,4 трлн рублей. В России есть практика финансирования инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ путем выпуска концессионных облигаций. По подсчетам Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), начиная с 2010 г. в эти проекты таким образом было вложено порядка 70 млрд рублей. Для развития концессионных механизмов Банк России намерен сформировать Совет по долгосрочным инвестициям. Еще один механизм — финансирование проектов за счет дополнительных налоговых доходов будущих периодов, полученных от реализации инфраструктурных проектов — Tax Increment Finance (TIF). Подобный подход уже используется Фондом развития Дальнего Востока для поддержки инвестиций в регион. Предоставляются налоговые льготы инвесторам, которые вкладываются в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации их проекта. Возможно привлечение иностранных партнеров к развитию инфраструктуры. В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» Россия и Китай в 2015 г. подписали меморандум по финансированию строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Москва-Казань. Китай инвестирует в этот проект порядка 300 млрд рублей. ($5,9 млрд.) Минвостокразвития предлагает Китаю развивать транспортные коридоры между приграничными территориями. Уже есть предварительные договоренности с Китайским экспортным банком. Российское Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и Государственный банк международного сотрудничества Японии (JBIC) создают проектную компанию, которая займется привлечением японских инвестиций на Дальний Восток.