Fitch повысило рейтинги ГТЛК до «BB»

Рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Государственной Транспортной Лизинговой Компании с уровня «BB-» до «BB». Прогноз по рейтингам — «стабильный». Полный список рейтинговых действий приводится в релизе Fitch. Как отмечается в сообщении, долгосрочные РДЭ на уровне «BB», рейтинг поддержки «3» и уровень поддержки долгосрочного РДЭ «BB» отражают умеренную вероятность поддержки, которую компания в случае необходимости может получить от Российской Федерации, своего конечного акционера. Повышение долгосрочного РДЭ компании отражает мнение Fitch о том, что вероятность получения поддержки от российского государства в лице Министерства транспорта РФ умеренно повысилась. В частности, по мнению агентства, готовность суверенного эмитента предоставлять поддержку ГТЛК увеличилась ввиду повышения роли компании в госпрограммах по поддержке транспортного сектора и производства российских воздушных и водных судов; уже имевших место взносов капитала, в частности на 12,4 млрд рублей в декабре 2016 года и еще на 2 млрд в марте 2017-го, а также ожидаемых дальнейших взносов; более умеренных планов компании по росту, что ограничивает потенциальную стоимость поддержки; более глубокой интеграции компании с Минтрансом. В то же время сроки и размер поддержки (в особенности поддержки капиталом) могут быть ограничены потенциально длительным и трудоемким процессом бюджетирования (незапланированные взносы капитала будет необходимо утверждать как поправки к федеральному бюджету). ГТЛК была крупнейшей лизинговой компанией России по объему нового бизнеса в 2016 году и заняла четвертое место по общему объему лизингового портфеля, напоминает рейтинговое агентство. С 2009 года компания находится под прямым надзором со стороны Министерства транспорта. Участие ГТЛК в государственных программах по развитию российской транспортной отрасли было расширено в 2016 году на несколько новых программ. Существующие программы (крупнейшая из которых — предоставление лизингового финансирования для российских самолетов Sukhoi Superjet 100) продолжают реализовываться, и ГТЛК ожидает получения дополнительных взносов капитала для их поддержки. «Fitch рассматривает кредитоспособность ГТЛК на самостоятельной основе как невысокую с учетом недостатков в области качества активов, значительной концентрации на балансе, существенного риска остаточной стоимости, ограниченной ликвидности активов компании, нулевой прибыльности и существенных, хотя и управляемых, краткосрочных потребностей в рефинансировании», — отмечается в релизе. Лизинговый портфель ГТЛК является концентрированным, что типично для российских лизинговых компаний, находящихся в государственной собственности. На конец 2016 года крупнейший риск (24% от всех приносящих доход активов) был представлен договорами операционного лизинга с подконтрольным государству ПАО «Аэрофлот». Размер проблемных активов (чистые инвестиции в лизинг и другая дебиторская задолженность по расторгнутым договорам лизинга с просрочкой на 90 и более дней плюс все изъятые активы на балансе) снизился до умеренных 5% от суммарных активов, приносящих доход, на конец 2016 года с 8% на конец 2015-го ввиду реструктуризации двух крупнейших проблемных активов. «Финансовый леверидж (долг/капитал) у ГТЛК был на комфортном уровне около 3x с конца 2015 года благодаря нескольким взносам капитала в 2015 году — I квартале 2017-го, которые опережали рост активов. Менеджмент ожидает годового роста на уровне около 20—30% в 2017—2020 годах, что может обусловить увеличение левериджа до по-прежнему приемлемых 4x с учетом планируемых взносов капитала для поддержки данного показателя», — отмечается в релизе Fitch. В 2017 году ГТЛК предстоит погасить долг на сумму 37 млрд рублей, который был равен 21% от всех обязательств компании на конец 2016 года. Кроме того, ГТЛК намерена привлечь еще как минимум 47 млрд рублей для финансирования лизинговых обязательств. Fitch рассматривает эти планы заимствований как выполнимые с учетом истории компании и ее тесных связей с российскими госбанками. Доступный запас ликвидности у ГТЛК на конец 2016 года составлял 9 млрд рублей, в то время как поступления от действующих лизинговых договоров ожидаются на уровне 37 млрд (за вычетом НДС). Еще 50 млрд рублей были впоследствии привлечены в 2017 году, включая синдицированный кредит на сумму 30 млрд рублей, организатором которого выступал российский Газпромбанк, и выпуски внутренних облигаций на сумму 20 млрд. Рейтинги рублевого приоритетного необеспеченного долга ГТЛК находятся на одном уровне с долгосрочным РДЭ компании в национальной валюте. Долларовые облигации, выпущенные ирландской дочерней компанией GTLK Europe DAC, имеют рейтинг на уровне РДЭ ГТЛК в иностранной валюте, поскольку имеют безусловную и безотзывную гарантию от ГТЛК.