РСПП раскритиковал ФАС за оценку конкуренции на рынке портовых услуг

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал оценку конкуренции на рынке портовых услуг, которую дала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Позиция организации изложена в резолюции заседания подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству. «Вызывает обеспокоенность попытка антимонопольного регулятора представить ситуацию в портах как неконкурентный рынок, а рост рублевого эквивалента портовых тарифов в результате девальвации рубля интерпретировать как целенаправленные действия стивидоров по повышению тарифов. Для большинства клиентов портов, являющихся участниками внешнеэкономических цепочек, номинирование тарифов в валюте является инструментом натурального хеджирования. Клиентам портов должна быть предоставлена возможность выбора валюты тарифа в диалоге со стивидором, а любая попытка искусственного навязывания тех или иных условий контрпродуктивна», — говорится в резолюции. РСПП считает контрпродуктивной инициативой ФАС вернуться к практике регулирования тарифов на стивидорные услуги «в виде искусственного ограничения нормы прибыльности для хозяйствующих субъектов, работающих на сложившемся высоко конкурентном рынке портовых услуг». «Реализация таких инициатив не обеспечит снижение стоимости транспортировки грузов для российских грузовладельцев и импортеров, а приведет к перераспределению прибыли в пользу иностранных компаний-перевозчиков, снижению доходов российских портовых операторов и, соответственно, их налоговых отчислений, сворачиванию инвестиционной деятельности в портах», — сказано в документе. Вместе с этим РСПП рекомендует правительству РФ провести дополнительное исследование сектора перевалки грузов в портах и на его основе вынести мотивированное решение относительно состояния конкуренции на рынке портовых услуг. «Рекомендовать правительству Российской Федерации вынести мотивированное (на основе дополнительного исследования рынка оказания услуг по перевалке грузов в портах, с учетом полного тарифа транспортно-логистических цепей доставки грузов в порт на условиях FOB) решение относительно состояния конкуренции на рынке портовых услуг и обеспечить на этой основе стабильные и предсказуемые правила работы капиталоемкой и стратегически важной отрасли», — сказано в документе. РСПП также приняло решение признать за контрагентами портов право самостоятельно определять валюту номинирования тарифов с учетом специфики их хозяйственной деятельности и требований обеспечения конкурентоспособности. В 2016 году грузооборот вырос на 6,7%, перевалка экспортных грузов — на 5,3%, транзитных грузов - на 5,8%, напоминают в РСПП. За пять последних лет (2011-2016) мощности портовых перегрузочных комплексов выросли на 21%, грузооборот морских портов - на 27%, процент загрузки производственных мощностей увеличилась с 67% до 71%. В 2015 году в портовую инфраструктуру в России было привлечено инвестиций на сумму более 50 млрд руб. (в пять раз больше, чем в 2014 году), в 2016 году — более 90 млрд. рублей.