Войти в почту

Импортозамещение в ОПК: куда уходят российские корабли?

Два фрегата, строившиеся на заводе «Янтарь» для Черноморского флота, скорее всего, продадут Индии. Хотя российский флот уже давно просит новые крупные корабли. Но без решения вопроса — чем заместить украинские двигатели — российский ОПК пока не сможет отправиться в большое плавание

Импортозамещение в ОПК: куда уходят российские корабли?
© Владимир Ларионов/ТАСС

Сегодня Владимир Путин проведет заседание Военно-промышленной комиссии. Оно пройдет в Рыбинске. Как сообщает пресс-служба Кремля, на заседании планируется, в частности, обсудить вопрос импортозамещения в оборонной сфере. Наиболее ощутимым для российского ОПК оказалось прекращение военно-технического сотрудничества с Украиной. Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что Россия не может завершить строительство ряда кораблей для нужд Военно-морского флота в связи с приостановкой поставок украинских газотурбинных агрегатов. Как известно, украинскими двигателями сегодня оснащены фрегаты проектов 22350 (например «Адмирал Горшков») и 11356 (серия для Черноморского флота). При этом строительство ряда кораблей пришлось приостановить. Как сообщали РИА Новости, со ссылкой на заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимира Дрожжова, два фрегата, строившиеся на заводе «Янтарь» для Черноморского флота, продадут Индии. Ранее Минобороны заявляло обратное: корабли оснастят российскими двигателями, и продавать их не будут. Варианты могут быть любые, говорит

военный эксперт, главный редактор информационно-аналитического центра «Кассад» Борис Рожин:

«Если вариант с поставкой двигателей для достройки фрегатов будет невозможен, то, как вариант, фрегаты отправятся в Индию, и Индия фактически уже у Украины закупает эти же двигатели и уже достраивает их для себя. С другой стороны, поскольку флот уже давно просит новые крупные корабли, поэтому вариант с импортозамещением, то есть фактически разработкой собственных двигателей для установки, в том числе на эти фрегаты — это как один из альтернативных вариантов. Но с другой стороны, эти проблемы были прогнозируемы в 2014 году, и, в принципе, это один из характерных примеров, указывающих на необходимость иметь замкнутую структуру оборонного комплекса, развернутую только на своей территории, чтобы не зависеть от политических поветрий в соседних странах».

В принципе, сделано уже достаточно много, но о полном замещении говорить рано, считает

научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов:

«Точных данных никто не говорит. Говорят только какие-то абсолютные цифры. Последние, известные мне, объявленные данные были порядка из 1800-2000 наименований, которые были запланированы к импортозамещению, в прошлом году было замещено порядка 700-800, поэтому работы предстоит еще много, но, с другой стороны, довольно много уже сделано. Просто есть ряд вопросов, которые надо решать, то есть это двигатели действительно корабельные, авиационные двигатели, которые на Украине производились, то есть Украина — самый сложный вопрос».

По данным Минобороны, к концу прошлого года предприятия ОПК на 70% выполнили план по «украинскому» импортозамещению. Полностью заместить украинский импорт получится только в 2018 году, когда Рыбинское НПО «Сатурн» начнет поставки газотурбинных двигателей для военных кораблей. А вот двигатели для вертолетов, которые нам поставлял запорожский завод «Мотор-Сич» уже практически удалось заместить. Новый завод построили под Санкт-Петербургом. Предусматривается, что выпускать будут порядка 300 двигателей в год.