В Госдуме предложили финансировать экспериментальную базу для прорыва в авиационных технологиях

Целый ряд обстоятельств повлиял на выполнение государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности и инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. «В первую очередь это связано с необходимостью обеспечения импортозамещения. Только на Украине было около 50 предприятий, которые работали с нами в тесной кооперации, а также с отсутствием доступа к зарубежным финансовым ресурсам», — сказал депутат в пятницу на совместном заседании Экспертного совета думского Комитета по экономической политике и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. По мнению парламентария, выполнение госпрограммы — это сложный процесс, но важно смотреть не на отдельные обстоятельства, а на саму динамику, которая является положительной. Председатель Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России Александр Куликов рассказал, что в 2016-2017 годах с выполнением программы возникли сложности. «Это связано как с внешнеполитической ситуацией, так и с девальвацией рубля, как следствие этого — ухудшением положения наших внутренних перевозчиков и падением спроса на нашу авиационную технику», — сказал он. Куликов отметил, что на ближайшие годы программа сбалансирована и обеспечена ресурсами, хотя по недавно возобновлённым Президентом РФ программам, в том числе в части возобновления производства Ил-96 и Ил-114 с 2019 года, будет наблюдаться нехватка ресурсов. «Значительные объёмы продаж гражданской техники могут быть достигнуты только при условии прорывного превосходства российских продуктов на десятки процентов над конкурентами», — считает генеральный директор Научно-исследовательского центра имени Жуковского Андрей Дутов. По его словам, сегодняшний научно-технический задел полностью исчерпан. Новая российская модель самолёта МС-21 использует все доступные передовые технологии, является конкурентоспособным продуктом, но с ним нельзя говорить о захвате рынка. Осложняет ситуацию, по его словам, то, что экспериментальная авиационная база не финансируется. «Приоритет в финансировании должен отдаваться перспективной тематике, необходимо создать отдельную строку для экспериментальной базы», — уверен Дутов. «Научные заделы, безусловно, важны, но выход на рынок не должен сопровождаться с преимуществом в десятки процентов над конкурентами», — не согласился с ним Владимир Гутенёв. По словам депутата, в агрессивной современной конкурентной среде опережать других даже на десяток процентов весьма сложно. Однако он поддержал необходимость создания и финансирования авиационной экспериментальной базы для будущих проектов. В целом на реализацию госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» было выделено 672 миллиарда рублей, из которых 231 миллиард уже израсходованы. В 2017 году было выделено почти 59 миллиардов рублей, в 2018 и 2019 году эта сумма будет сокращена до 58,4 миллиарда. На период с 2020 по 2025 год финансирование будет составлять чуть более 40 миллиардов рублей в год. Деньги пойдут на создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление третьей позиции по объёму авиационной техники на мировом рынке.

В Госдуме предложили финансировать экспериментальную базу для прорыва в авиационных технологиях
© Парламентская газета