Почему отечественным грибоводам трудно конкурировать с китайскими

Эксперты отмечают, грибоводство в России развивается чуть больше двадцати лет. Но наиболее активно только последние два-три года, после введения санкций на импорт продовольствия. Многие уже не преминули этим воспользоваться: в этот период было заявлено несколько десятков крупных проектов в грибоводстве. Как отмечают "ветераны рынка", ежегодно на него заходит около 200 новых фермеров и компаний. Но вот удержаться на плаву удается не всем. На юге России активнее всего развиваются небольшие фермы, открыть которые можно даже в гараже или заброшенном складе. Масштабных инвестиций такое дело не требует, достаточно помещения, нескольких мешков со специально подготовленной смесью компоста и семян грибов (мицелия), так называемых субстратных блоков и минимального оборудования. - Самым дорогостоящим для меня оказалось оборудование, - говорит начинающий донской грибовод Эльдар Алиев. - Помещение уже было, оставалось поставить там стеллажи, на которых размещаются блоки, провести свет и отопление. В общей сложности на все это ушло около полутора миллионов рублей. Когда "ферма" готова, можно завозить те самые блоки. Стоят они в среднем около 100 рублей за штуку (оптом), а производительность одного такого "мешка" - около трех килограммов грибов. С одного блока можно собрать 2 - 3 волны урожая. Ферма Эльдара рассчитана почти на 2,5 тысячи блоков. Но на сто процентов она пока не заполняется - со сбытом проблемы. Вообще для многих грибников как раз сбыт становится самым больным вопросом, потому что "зайти" в супермаркет с небольшими партиями они не могут - не выдержат жестких условий ретейла. А небольшие торговые точки очень легко и быстро меняют поставщика, как только появится более выгодное предложение. Поэтому одни предпочитают сдавать продукцию оптом на переработку, а другие сами покупают место на рынке, чтобы продавать излишки. - Мы неоднократно пытались организовать поставки в наши розничные сети, - рассказывает директор крупного грибного предприятия в Миллеровском районе Ростовской области Николай Семеньков. - Уже практически до подписания договора дело доходило. А потом - то менеджер терялся, то условия менялись. Так и работаем вот уже больше 15 лет, в основном с оптовиками. Естественно, что покупатель от такого сотрудничества не выигрывает: цена на наши вешенки в супермаркете гораздо выше, чем отпускная на предприятии. Вторая проблема, о которой говорят практически все владельцы этого бизнеса, - большие затраты на коммунальные услуги: свет, тепло и воду. - Только за электроэнергию я плачу 17 тысяч рублей в месяц, почти столько же за отопление, - говорит Алиев. - А экономить на этом нельзя, грибы - создания нежные, в помещении постоянно должен быть влажный и свежий воздух (но при этом без сквозняков). Ну и свет, конечно, круглосуточно. Если эти условия не соблюдать, можно потерять весь урожай: грибы просто начнут болеть и погибнут. Выдержать режим поможет опытный технолог. Но найти такого крайне сложно. И это следующая беда грибников. Хороших специалистов по пальцам одной руки можно пересчитать. Поэтому, как правило, небольшие компании и индивидуальные предприниматели поначалу просто приглашают технолога на консультацию. И только когда бизнес "подрастет", пытаются заполучить хорошего профессионала на постоянную работу. И тем не менее, судя по активности, с которой в последний год открывается, развивается и продается этот бизнес, грибоводство становится все более популярным направлением. Так, в интернете можно найти около десятка свежих объявлений о продаже готового бизнеса по выращиванию вешенок. Владелец одного из них просит за свое детище 12 миллионов рублей. Обещает взамен быстро окупаемое производство, аргументируя цифрами: в среднем себестоимость грибов выходит 80 рублей за килограмм, а продать тот же килограмм можно уже за 100 - 190 рублей. Это если оптом и не отходя от склада. А если с переработкой - мариновать или сушить грибочки, да еще довезти их до рынка в областном центре, то прибыль может вырасти в два раза. - Интерес к грибной теме сейчас в среде ростовских предпринимателей есть. То и дело размещается информация о поиске помещения для такого бизнеса. По нашим оценкам, этот бизнес в небольших объемах может приносить до 30 процентов годовых. Технология выращивания тех же вешенок достаточно проста, поэтому у желающих есть все шансы выстроить успешный бизнес. А вот что касается больших грибных ферм, то здесь уже совсем другая экономика, другие технологии и рынки сбыта, - считает директор ростовского представительства инвестиционно-финансовой компании "Солид" Игорь Захидов. Те, кто в грибном деле не первый год, говорят: строительство стабильного промышленного производства грибов, даже минимального объема, обходится не менее чем в 40 миллионов рублей. Средние инвестиции в комплекс мощностью 100 тонн грибов в месяц составляют примерно 250−450 миллионов рублей. Немало. И все же крупные инвесторы, оценив потенциал рынка, тоже решаются пойти "по грибы". По предварительным оценкам специализированного портала "Школа грибоводства", объем производства шампиньонов в России в 2016 году вырос на 34 процента и составил 14 265 тонн. На юге России в этом году заявили как минимум о двух крупных грибоводческих проектах. Так, в поселке Овощном Азовского района планируют построить высокотехнологичный комплекс для выращивания шампиньонов "Грибов дол" на земельном участке площадью 7,6 гектара. Сейчас там завершается строительство, после чего введут в эксплуатацию первые шесть камер, где будут выращивать шампиньоны. Весь проект подразумевает 28 камер выращивания грибов, а выйти на полную мощность - 4 800 тонн продукции в год - инвестор планирует в 2019 году. Ориентировочный объем инвестиций - 400 миллионов рублей. В соседнем Краснодарском крае еще более амбициозный проект реализует крупный ритейлер, у которого есть собственный тепличный комплекс. Именно на его базе организуют выращивание шампиньонов. На площади 245 гектаров планируется выстроить компостный цех, а также цех по выращиванию грибов на 24 камеры. Отмечается, что объем инвестиций в проект оставляет 1,791 миллиарда рублей. Ежегодно в теплице будут производить 6,4 тысячи тонн шампиньонов. При этом, оценивая перспективы, эксперты отмечают, что если в последние два года рынок был действительно свободным благодаря санкциям, то сейчас ситуация может измениться. - На российском рынке появились китайцы. Причем они не просто везут свои грибы, они строят фермы у нас. Но делают это, как правило, нелегально: не платят налоги и официальную зарплату. В итоге могут предложить такую цену, которую официальному производителю никогда не перебить. Вот они могут составить серьезную конкуренцию местному производителю, - считает Николай Семеньков.

Почему отечественным грибоводам трудно конкурировать с китайскими
© Российская Газета