«Опыт медиауспеха Якутии необходимо транслировать в другие регионы»

В развитии региональной медиасферы Республика Саха (Якутия) продвинулась заметно дальше, чем многие другие субъекты РФ. Несмотря на то, что в регионе очень сложная логистика, большие кадровые проблемы, а в последнее время нарастает давление социальных сетей, ключевые СМИ Якутии добились выдающихся результатов по тиражам и охвату аудитории. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом рассказали участники конференции «Век Якутии. Региональная идентичность в контексте исторического развития», которая состоялась в Постоянном представительстве Республики Якутия (Саха) при президенте РФ. Особое отношение региональных властей к информационной политике принесло наглядный результат на примере государственных ресурсов и изданий, входящих в АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа», которое, в свою очередь, было организовано в 2012 году с целью повышения уровня доступности, оперативности и качества предоставления информации в официальных изданиях. В настоящее время в Якутии проживает около 960 тыс. граждан, при этом общая аудитория средств массовой информации, входящих в структуру Сахамедиа составляет более 300 тыс. человек. «Каждый третий житель Якутии так или иначе соприкасается со средствами массовой информации Сахамедиа», — констатировал генеральный директор холдинга «Сахамедиа» Кирилл Алексеев. По его словам, совокупная аудитория электронных средств массовой информации, которых в холдинге сейчас три, достигает 186 тыс. посетителей. Флагманским ресурсом холдинга является сайт «Якутское-Саха информационное агентство» — он является «самым динамично развивающимся ресурсом в интернет-сегменте по всем аудиторным показателям» и, согласно медиарейтингам, «сопоставим со средними федеральными ресурсами». «Если говорить о сайте ЯСИА, то рост — десятикратный за четыре года. И аудитория и количество просмотров продолжает расти. Сегодня 16 тыс. уникальных посетителей в сутки и до 160 тыс. просмотров», — заявил Алексеев. «По сути сайт ЯСИА — непрерывная региональная информационная лента, дающая полную картину происходящего в республике», — добавил он. В холдинг входят и два традиционных печатных издания — государственные газеты «Саха сирэ» и «Якутия». И если несколько лет назад «Якутия» была «классической постсоветской государственной региональной газетой второго формата с тенденцией по падению тиражей, по потере читателей и аудиторией», то сейчас она выходит сертифицированным тиражом 50 тыс. экземпляров, отметил Алексеев. При этом с 2017 года газета перешла на бесплатное распространение и перезапустила свой сайт, который стал «открытой для всех дискуссионной площадкой» У газеты «Саха сирэ», которая выходит на якутском языке, тираж по региональным меркам также весьма значителен и составляет 44 тыс. «Теперь это уменьшенный третий формат, один выход в неделю. Газеты без новостей, в этих газетах сразу идут комментарии, аналитика. Сверхзадача — читатель должен получать информационную картину недели по республике и вокруг республики», — подчеркнул генеральный директор холдинга «Сахамедиа». Таким образом, совокупный тираж газет уже приближается к 100 тыс. «Поскольку логистика в республике очень сложная, потенциал для роста тиража по обеим газетам виден», — отметил Алексеев. Как рассказал главный редактор «Якутии» Виталий Андрианов, газета успешно выполняет эту задачу и внимательно отслеживает проблемные сюжеты в регионе — так, в 2013 году газета одной из первых осветила крупную жилищно-коммунальную аварию в Тикси и поспособствовала скорейшему решению проблемы. А в сентябре 2016 года на площадках холдинга «Сахамедиа» стартовал проект, посвященный закону о «дальневосточном» гектаре — в рамках него были сделаны репортажи с фермерами, приведены примеры удачного использования земли, а также освещены вопросы, связанные с правовыми нюансами оформления участков. Наконец, «Сахамедиа» обеспечивает обратную связь между обществом и региональной властью, собирая вопросы от якутян и раз в месяц публикуя ответы главы республики Егора Борисова, которые выходят как в текстовом варианте, так и в видеоформате. По словам генерального директора холдинга «Сахамедиа» Кирилла Алексеева, образованием холдинга «Сахамедиа» вошедшим в него печатным средствам массовой информации удалось обеспечить «второе дыхание» путем перехода на новые каналы доставки до населения. «В одном холдинге у нас продолжают жить и развиваться традиционные печатные СМИ, которые ещё читают, как выясняется, многие якутяне, и в то же время развиваются цифровые средства массовой информации», — резюмировал он. Два года назад «Сахамедиа» также переоборудовал старые пресс-центры, создав на их месте современный студийный павильон, что позволило организовать онлайн-трансляции, телемосты, прямые эфиры — в ответ на возрастающий запрос на видеоконтент у целевой аудитории. Уникальный опыт успеха региональных изданий Якутии необходимо транслировать на другие регионы, отметил в ходе мероприятия директор холдинга PrimaMedia.ru Виктор Суханов. Несмотря на сложности с инфраструктурой, в Республике Саха действуют около 300 различных изданий СМИ, в том числе сохранились детские издания, а также больше число национальных изданий. По его словам, во многих других субъектах — таких, как Приморский или Хабаровский край — стабильно функционируют муниципальные издания, которые дотируются из бюджета, однако региональных изданий высокого уровня там практически не осталось — тиражи снизились до уровня от 5 до 15 тыс. экземпляров, повсеместно наблюдаются серьёзные проблемы с логистикой и кадрами. «Хотя, по большому счёту, участие государственного бюджета в поддержке региональных СМИ остается, но такого уровня качества поддержки (как в Якутии) не существует», — констатировал Суханов. «Есть некое субсидирование, понятная помощь, но чтобы правительство, глава республики относился с таким пониманием к поддержке ресурсов — уникальный пример, такими безумными тиражами. 100 тыс. тиража на миллион жителей — это очень много», — добавил он. При этом Суханов по своему опыту отметил, что у сторонних СМИ, открывающих филиалы в Якутии, не возникает никаких проблем, они не испытывают какого-либо административного давления. «Это удивительный феномен, ибо в основном на территории России с точки зрения действующего законодательства (работать) стало достаточно жёстко. А там — царство демократии», — указал он. Необычный прогресс демонстрирует республика в отношении не только СМИ, но и информационного пространства в целом, продолжил Суханов. Динамично здесь развиваются соцсети и электронная торговля, однако не меньшие достижения Якутия достигла и в производстве информационных продуктов — в первую очередь в сфере киноиндустрии. «Это удивительно особенно когда смотришь на успехи якутских кинематографистов — где ещё есть собственное кинопроизводство, причем в кинотеатрах люди смотрят кино на якутском языке и на якутскую тематику? Такого примера, по-моему, в стране больше не существует», — полагает Суханов. Продюсер Марианна Скрыбыкина рассказала о деятельности якутской кинокомпании «A.Р.T. Дойду», у которой прошел прокат по странам СНГ по более чем в 70 городах. Для дальнейшего продвижения своих фильмов она заключила лицензии с несколькими компаниями на цифровую дистрибуцию. «Главное же наше достижение — мы заключили лицензионный контракт с крупнейшим мейджором России Art Pictures Studio на международную дистрибуцию сроком на 70 лет — якутские фильмы увидят во всём мире», — подчеркнула она. Говоря о фестивальной судьбе фильма кинокомпании «Мой убийца», Скрыбыкина отметила, что исполнитель главной роли Вячеслав Лавернов получил на кинофестивале «Дубль Два» приз за лучшую актерскую работу, который присудили по результатам зрительского голосования. Высоко оценили работу и на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Манскийске, где картину также высоко оценили — она взяла номинацию «лучшая режиссёрская работа», а приз имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль взял опять-таки Вячеслав Лаверлов. Сейчас у компании три больших проекта до 2022 года. Один из фильмов выходит в 2018 году — и уже на стадии предпродакшна им заинтересовались российские и международные дистрибьюторы. «Это всё очень положительно сказывается на образе Якутии как о прогрессивном, передовом регионе», — заявила она. «На данный момент много было сказано про феномен якутского кино. Я считаю, что именно сейчас происходит переломный момент истории — момент становления, рождения крепкого якутского кино», — подытожила она. Конференция, организованная при участии постоянного представителя Республики Саха при президенте РФ Юрия Куприянова, была приурочена к столетию газеты «Якутия» и посвещена итогам обсуждения итогов развития Республики Саха в сфере культурной и информационной политики, а также имиджевых перспектив региона. Среди прочих в конференции также приняли участие автор романа «Холод» Андрей Геласимов, руководитель Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Степан Львов, ряд других экспертов и представителей региональных СМИ.