Конгресс турагентств: успехи и неудачи

Что обсуждали и что предлагали друг другу представители бизнеса и власти На курорте «Роза Хутор» завершился Второй всероссийский турагентский конгресс, проходивший с 9 по 12 апреля. Редакция Hotline.travel по горячим следам публикует фото, видео и краткий отчет о деловой программе мероприятия. Мы постарались объективно выделить как успехи, так и неудачи. Надо отметить, что вопреки прогнозам скептиков, Второй конгресс оказался масштабнее и представительнее первого, проходившего год назад. 10 апреля, в ключевой день деловой программы, в конференц-зале собрались 374 делегата из 70 городов России. С учетом экспертов и прессы – около 400 человек. Для сравнения: год назад было 350 участников из 30 регионов. Организаторы постарались сделать так, чтобы все эти люди получили то, ради чего приехали: контакт с госорганами и ответы на накопившиеся вопросы. Они учли опыт первого конгресса и разбили деловую программу на несколько блоков, чтобы учесть интересы всех сторон – и самих турагентов, и экспертов, и чиновников. Получилась довольно насыщенная программа, которую было непросто осилить. Но зато удалось избежать того, чего многие опасались – бессвязного разговора обо всем и ни о чем. Участие представителей власти было одной из фишек этого конгресса. Встретиться с агентствами приехали не все чиновники, которые фигурировали в анонсах – не было, например, представителей Центробанка и Минкульта. Тем не менее состав спикеров со стороны власти был впечатляющим. На правах хозяина города-курорта конгресс открыл мэр Сочи Анатолий Пахомов. Надо отдать ему должное: городской голова учел особенности аудитории и подчеркнул заинтересованность в том, чтобы туристы приезжали именно по линии туроператоров и турагентств. Анатолий Пахомов также постарался развеять опасения насчет экологической обстановки на курорте: он заверил, что свалки давно рекультированы, все стоки контролируются, регулярно берутся пробы морской воды. Конкуренцию со стороны Турции Сочи ощущает, но администрация уверена, что общими усилиями сезон пройдет хорошо, так как необоснованного завышения цен нет. Кстати, по инициативе администрации для турагентов провели инфотур по мини-отелям, предлагающим экономичное размещение. По отзывам, речь главы Сочи оказалась несколько затянутой, но это было явно продиктовано его искренней любовью к городу и желанием заразить ею всех остальных. Мэр Сочи Анатолий Пахомов (в центре) рассказывает Юрию Барзыкину (РСТ) и сенатору Игорю Фомину, что Сочи привлекает туристов со всех направлений. Очень усилило президиум участие члена комитета Совета Федерации по социальной политике, председателя экспертного совета по туризму Игоря Фомина. Сенатор отработал всю деловую программу на 100% и активно общался с представителями агентств и в рамках деловых форматов, и в кулуарах, что помогло достичь понимания о том, какие инструменты можно задействовать для совершенствования отраслевого законодательства. Руководитель Ростуризма Олега Сафонова заехал на конгресс ненадолго, однако его выступление было воспринято с интересом. Глава Ростуризма отметил важную роль агентского сообщества в выборе направлений безопасного отдыха. Что касается регулирования работы розницы, то, по словам Олега Сафонова, Ростуризм открыт для предложений и готов их рассматривать. А вот от Роспотребнадзора ожидали большего. Вместо руководителя этой структуры на конгресс приехала начальник отдела управления защиты прав потребителей Ирина Вежлинская. Видимо, она недооценила подкованность аудитории и в своем выступлении говорила на очевидные для специалистов темы: рекомендовала отвечать на все письменные претензии потребителей, разъяснять правила туристического страхования, предупреждать о переносе вылетов и т.д. Звездой пленарного заседания стал представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Евгений Щербаков, который пообещал, что налоговая не будет карать за возможные ошибки в период перехода на онлайн-кассы. Это заявление стало сенсацией – в перерыве участники конгресса окружили спикера плотным кольцом и не отпускали минут тридцать. Каждый старался с его помощью решить свой вопрос, и Евгений Щербаков честно пытался помочь, а когда не хватало информации, немедленно связывался по телефону с коллегами. Очевидно, что в следующий раз ФНС надо приглашать делегацией и проводить по налоговой теме отдельный круглый стол. После того как официальная часть завершилась, участники конгресса перешли к обсуждению сугубо цеховых проблем. Татьяна Дмитрова, CEO и основатель Службы «БАНКО», обратила внимание на кризис, который переживают отраслевые общественные организации. Вместо того чтобы защищать интересы агентского сообщества, СТА и АТА конкурируют между собой и заняты борьбой за влияние. Чтобы решить эту проблему, Татьяна Дмитрова предложила оставить амбиции и, наконец, объединить усилия. Первый шаг – участникам розничного бизнеса, невзирая на принадлежность к той или иной «политической платформе», договориться о взаимной поддержке по общим проблемам, для чего создать постоянно работающую комиссию, которая будет заниматься реальной практической работой. Уже после конгресса многие участники обратили внимание на примирительный тон этого доклада и выразили надежду, что АТА и СТА все же удастся договориться ради достижения общеотраслевых целей. Многие участники конгресса отметили выступление заместителя руководителя TBS Александра Иванова «Как заработать турагенту в условиях изменившейся конъюнктуры». Однако оценили не содержание, а форму, так как он в своем докладе… читал стихи. Креатив поддержали аплодисментами. Но от спикеров, как заметили потом в кулуарах, все-таки ждали не шоу, а разговора по существу. Анжела Галкина, директор «Меридиан-тура», постаралась дать ответ на глобальный вопрос, вынесенный в тему ее доклада: «Зачем туристу турагент». Не сразу справившись с волнением, она озвучила основную «боль турагента». Ведь цель специалистов розницы – защитить туриста. Однако делать это становится все сложнее, так как бизнес теряет привлекательность для профессионалов. С одной стороны, туроператоры взяли курс на снижение издержек, поэтому уменьшают комиссии. С другой стороны, угрозой цивилизованному розничному рынку становятся компании, отдающие клиентам всю комиссию, так как у них нет планов зарабатывать на туризме. По мнению Анжелы Галкиной, со скидочниками и обнальщиками надо бороться, привлекая внимание к этой проблеме через отраслевые общественные организации и прессу. А выстроить равноправные отношения с туроператорами может помочь государство. Нужен типовой договор, утвержденный Минкультом и обязательный к применению. Все эти предложения зал поддержал дружными аплодисментами. Кстати, реакция со стороны Совета Федерации уже последовала. О необходимости разбираться и с уже принятыми нормативными актами на конгрессе говорили сразу три авторитетных юриста, Георгий Мохов («Персона Грата»), Димитрий Морозов (УК ТБГ и «Горячие туры») и Александр Байбородин. Они потратили полтора часа, чтобы в рамках круглого стола дать разъяснения по новому отраслевому закону и ответить на наиболее часто возникающие вопросы. И заслужили искреннюю благодарность участников мероприятия – работу юристов отметили все, с кем удалось побеседовать в кулуарах. Эксперты обозначили пробелы и коллизии законодательства и варианты доработки. Например, Димитрий Морозов предложил разрешить агентам реализовывать отдельно проживание и перевозку без придания им статуса турпродукта, поскольку это востребовано рынком. Кроме того, явно надо что-то делать с доверенностями. Многие туристы просят предъявить этот документ при оформлении тура, но агент не может это сделать, так как сам получает доверенность только после подтверждения брони или оплаты тура. Вывод: или четко регламентировать процедуру, прописав в законе, кто, как и на каком этапе выдает доверенность, или же вообще исключить эту норму, расширяя и уточняя нормы ответственности каждого участника в цепочке правоотношений с туристами. Отдельный круглый стол был посвящен турагентским сетям. Представители МГП, «РоссТур», TBS, «Географии», а также «Квадры» отметили важность консолидации агентского рынка. По их оценкам, до 40% розничных компаний уже работают в рамках сетей, и эта доля будет расти, так как объединения агентств имеют больше возможностей обеспечить качественное обслуживание туристов и им проще достигать общих целей – например, повышать уровень кадров, корректируя обучающие программы в профильных ВУЗах. Правда, идей или конкретных предложений на тему того, как можно решить другие насущные проблемы – прежде всего, связанные со снижением рентабельности агентского бизнеса, не прозвучало. Важным событием деловой программы стало обсуждение электронной путевки. На круглом столе по этой теме выступили разработчики проекта – Алексей Денисов и Виктор Файзрахманов из компании «Астерос». И также представители общественности, которым предстоит довести электронную путевку до ума – Игорь Козлов (Clickvoyage) и Дмитрий Горин («Випсервис»). Несмотря на то что мероприятие проходило уже вечером и завершало деловую программу, многие турагентства воспользовались возможностью получить информацию из первых рук, задать вопросы и высказать предложения. Для розницы главное, чтобы внедрение этого проекта не создало новые трудности и не раскрывало потребителям внутреннюю коммерческую информацию. В частности, размер вознаграждения, который получает агент от туроператора. Кроме того, важно, чтобы этот механизм не отпугнул туристов, так как не все из них хотят, чтобы их персональные данные, связанные с поездками, накапливались в некой базе данных. Это лишь самые ключевые мысли, прозвучавшие в ходе одного из трех дней конгресса. Юрий Барзыкин (РСТ) – ключевая фигура оргкомитета, обещал вместе с другими участниками обобщить выводы и составить резолюцию, куда войдут примерно 20 пунктов. Документ обещают опубликовать в течение недели, так как формулировки должны быть юридически корректны. После того как резолюция появится, редакция планирует разобраться, насколько реально выполнить намеченное. А пока можно сказать, что агентский конгресс, вызвавший столько споров, снова состоялся и доказал свое право на существование. Хотя бы как авторитетная площадка для обратной связи представителей розничного рынка с экспертами из смежных бизнесов и властных структур.