Юный мачо займет у МФО

Согласно исследованию компании «Е заем», среди онлайн-заемщиков микрофинансовых компаний становится все больше молодежи. Одна из причин — рост доходов россиян в возрасте до 24 лет. Участники микрофинансового рынка соглашаются, что доля молодежи в их клиентской базе растет, но этот тренд касается только онлайн-сегмента. Займы молодеют на глазах Микрофинансовая организация «Е заем» оценила, как изменились заемщики онлайн-МФО за прошедшие годы, а результатами поделилась с Банки.ру. Из данных исследования видно, что в онлайн-МФО стало обращаться больше мужчин. Так, с 2014 года их доля среди заемщиков возросла с 47% до 51%. Доля женщин, соответственно, снизилась с 53% до 49%. Причем это происходит в то время, когда Национальное бюро кредитных историй выявило тренд, согласно которому в 2016 году в структуре заемщиков наиболее активно росли доли граждан в возрасте от 30 до 40 лет, а также самых «пожилых» заемщиков от 65 лет. Следует заранее отметить, что «Е заем» предоставляет микрозаймы именно в онлайн-виде. Кроме того, при подготовке исследования аналитики компании использовали несколько источников информации, что делает разрыв в четыре процентных пункта действительно трендом, а не статистической погрешностью. Также, как заявляют авторы исследования, доля компании «Е заем» на рынке онлайн-МФО в размере более 20% и опрос свыше 3,1 тыс. заемщиков крупнейших компаний — участников этого рынка наравне с обработкой данных из нескольких бюро кредитных историй позволяют утверждать, что полученные результаты релевантны для всего российского рынка онлайн-займов. К слову, объемы выдачи онлайн-займов в 2016 году росли втрое быстрее кредитов наличными. И немудрено, ведь заемщики все чаще предпочитают онлайн-МФО банкам за их большую оперативность в принятии решений по займам. Еще один важный и более заметный тренд на рынке онлайн-МФО, выявленный компанией «Е заем», — увеличение доли молодых клиентов среди заемщиков таких компаний. С 2015 года доля заемщиков в возрасте 20—24 лет выросла больше всего по сравнению с другими сегментами — с 12% до 19%. на втором месте по масштабам роста заемщики от 25 до 29 лет — с 24% до 27%. Таких заемщиков в онлайн-МФО, кстати, больше всего. Во всех остальных «возрастных» разбивках заметен спад. Доля клиентов 30—34 лет, а также 35—39 лет снизилась на 2 п. п. — до 18% и 13% соответственно. Доля заемщиков старше 40 лет в совокупности упала с 29% до 22%. Возраст, лет 2014, % 2015, % 2016, % 20—24 25—29 30—34 35—39 40—44 45—49 50—54 55—59 Управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа замечает, что с началом кризиса доля молодежи среди заемщиков онлайн-МФО резко сократилась, но прошлый год «вернул все на свои места». Это также связано с тем, что в 2015 году компании чаще отдавали предпочтение более зрелым клиентам, стараясь сократить риски. При этом многие молодые люди из сферы обслуживания и торговли потеряли работу, что также уменьшало их шансы получить средства. «В прошлом году, несмотря на продолжение кризиса, россияне сумели адаптироваться к нему, к тому же шоковых для экономики явлений было меньше, — уверена Трупа. — Это привело к активному кредитованию молодежи, в результате клиентов до 30 лет стало 46%». Примечательно, что с 2015 года сократилась доля онлайн-заемщиков МФО, состоящих в браке, — с 44% до 39%, также выросла доля неженатых — с 41% до 44%. В остальных сегментах, включая «гражданский брак», «разведен(а)», «вдовец/вдова», почти без изменений. Аналитики «Е заем» считают, что на сложившуюся статистику также повлияло увеличение числа молодежи среди заемщиков МФО, работающих через Интернет. Стало больше молодежи, вот «женатиков» и поубавилось. В отношении количества детей у заемщиков принципиальных изменений с позапрошлого года нет. Единого тренда на спад или рост за последние три года также незаметно. В итоге обычно заемщик онлайн-МФО детей не имеет — таких 58% от общего количества исследованных. При этом у трети один ребенок, а у каждого десятого — два. «В прошлом году сократилась доля обладателей собственного жилья. В 2015 году онлайн-МФО снижали риски и старались больше кредитовать тех, кто владеет недвижимостью. Но в 2016 году выросла доля клиентов, снимающих жилье, — несмотря на то, что им приходится платить арендную плату. То есть и компании, и их клиенты на второй год кризиса научились оценивать свои риски», — гласит исследование. Жилье 2014, % 2015, % 2016, % Имеют собственное жилье Живут с родственниками Снимают жилье Другое Около половины клиентов онлайн-МФО имеют высшее образование и являются штатными работниками. Сфера деятельности 2014, % 2015, % 2016, % Бюджетная сфера Торговля Услуги Телекоммуникации, IT Промышленность Строительство, транспорт Творческие профессии Финансовая сфера Неработающие (декрет, студенты, пенсионеры) Больше всего заемщиков среди клиентов МФО, представленных в Сети, имеют ежемесячный доход в размере 20—30 тыс. рублей (таких треть). 30—40 тыс. рублей располагает четверть клиентов, 40—50 тыс. — 14%. Доходы, тыс. руб. 2014, % 2015, % 2016, % До 20 20—30 30—40 40—50 50—60 Кстати, наибольшей популярностью онлайн-микрозаймы от микрофинансовых организаций пользуются у жителей Москвы и области, а также Санкт-Петербурга (что ожидаемо). В пятерку также входят Краснодарский край и Свердловская область. Кстати, москвичей среди онлайн-заемщиков МФО 12,2%, а петербуржцев — 4,7%. В офлайне иначе? Участники микрофинансового рынка, в принципе, соглашаются с «молодыми» данными «Е заем». Но только в отношении онлайн-сегмента. В группе компаний «Домашние деньги» с 2016 года работает проект DDOnline — предоставление краткосрочных займов (PDL) онлайн. Поэтому группа компаний сравнила для Банки.ру своих клиентов онлайн (DDOnline) и офлайн («Домашние деньги»). «По нашей статистике, аудитория онлайн моложе: это мужчина до 35 лет со средним доходом 50 тысяч рублей. Тогда как офлайн — это женщина 39 лет со средним образованием, сфера ее занятости — услуги (33,22%), средний доход — 30 тысяч рублей, — поделился данными главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — Онлайн-компании привлекают клиентов в основном силами интернет-маркетинга. Ядро пользователей Интернета априори моложе населения РФ в целом. Семейное положение у обеих аудиторий одинаковое — преимущественно не состоят в семейных отношениях. При этом обе аудитории имеют тенденцию к снижению возраста. Такая тенденция, на мой взгляд, сохранится». В МФО Platiza считают, что доля молодых заемщиков растет в первую очередь из-за роста проникновения мобильного Интернета. Количество клиентов сервиса в возрасте от 20 до 24 лет за последний год выросло на 38%. Заемщиков от 25 до 29 лет стало при этом на 33% больше. «Клиентов от 30 лет и старше, по моему мнению, пока критически меньше не становится, но прирост, конечно, не такой сильный, — говорит директор по маркетингу онлайн-сервиса мгновенной финансовой помощи Platiza Павел Мельников. — Для молодого поколения онлайн-сервисы — дело привычное. Они умеют пользоваться Интернетом, и практически всегда в онлайне. Часто они оформляют займы с мобильного телефона. Молодым людям импонирует анонимность онлайн-сервисов микрокредитования: они внешне более независимы и не любят открыто просить в долг у друзей и родных. Также влияет то, что молодежи часто отказывают банки по причине отсутствия у них кредитной истории и официального места работы. У нас эти факторы не приводят к отказу: мы одобряем выдачу займов клиентам с любой кредитной историей». Действительно, услуги сервисов онлайн-кредитования пользуются популярностью у людей в возрасте от 18 до 30 лет, отмечают в компании MoneyMan. По итогам 2016 года доля таких пользователей в микрофинансовой организации составляла 48%, что всего на 1 п. п. больше, чем в 2015-м. «Но мы не замечаем падения спроса у людей старше 30 лет. Наоборот, виден рост количества клиентов в возрасте 31—40 лет — это основная группа заемщиков MoneyMan. По итогам 2016 года их доля составляла 32%, что на два процентных пункта больше, чем годом ранее. Данная категория людей чаще всего берет займы и имеет самый низкий уровень просроченной задолженности. Важно отметить, что количество пользователей услуг из данной группы ежегодно растет. Это говорит о проникновении онлайн-технологий в менее мобильные возрастные категории. Также мы наблюдаем рост количества клиентов в возрасте 40—50 лет. Их количество увеличилось более чем на один процентный пункт, — рассказывает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. — Реже всех берут займы люди старше 50 лет, и со временем таких заемщиков становится меньше: в 2015 году им принадлежало 9% займов, а в 2016-м — 7%». Однако в абсолютных значениях число клиентов в возрасте старше 50 лет в MoneyMan растет. В компании это связывают с тем, что люди старшего возраста довольно активно осваивают новые технологии, пользуются компьютером и другими гаджетами. Сегодня они используют Интернет не только для общения в социальных сетях, но и для оплаты различных платежей, включая оплату ЖКХ, с помощью онлайн-банков. «В связи с этим я думаю, что у сервисов онлайн-кредитования количество пользователей в возрасте более 30 лет будет только расти», — предполагает Батин. Занимают не только молодые А вот в МФК «Честное слово» за последние три года доля заемщиков в возрасте от 20 до 24 лет сократилась с 17,3% до 15,2%. Схожие с предложенными «Е заем» результаты показал только сегмент 25—29-летних клиентов: если в 2014 году доля граждан в этом возрасте составляла 21,4%, то в 2016 году она подросла до 22,3%. «В разных МФО политика выбора клиентов может отличаться, отсюда «вытекает» количество одобрений в той или иной возрастной категории, — обращает внимание заместитель генерального директора онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» Алексей Буханов. — Возрастная категория «30 плюс» стабильно остается самой многочисленной, хотя ее численность колеблется. В 2014 году на эту категорию приходилось 61,5% клиентской базы «Честного слова», в 2015 году прибавилось еще 2,7 процентного пункта — и стало 64,2%. Но уже в 2016 году показатель немного пошел на убыль, составив 62,5%. Можно сказать, что за последние два-три года на микрокредитном рынке произошли позитивные изменения. Если раньше граждане относились к микрозаймам настороженно, то теперь рассматривают этот финансовый инструмент как полноценную альтернативу банковским займам. Сегодня нам доверяют заемщики — бывшие банковские клиенты, люди в возрасте от 25—30 лет и старше». Буханов считает, что существуют предпосылки, чтобы микрофинансовый заемщик «молодел». Однако дальнейшее усиление контроля над отраслью способно затормозить этот процесс. «Если регулятор продолжит ужесточать требования к работе микрофинансистов, то МФО придется по примеру банков более скрупулезно выбирать клиентов. Из-за этого микрозаймы станут менее доступными для молодых людей, у которых нередко «чистая» кредитная история, нет стабильного заработка и официального трудоустройства», — предупреждает наш собеседник. Отличаются тренды и у базы МФО «Мани Фанни». Типичный клиент компании становится старше, его возраст около 28—29 лет, таких заемщиков примерно 45%, и эта доля растет на 1,7 п. п. в год. Не в последнюю очередь в «Мани Фанни» объясняют это тем, что люди в возрасте около 30 лет более взвешенно принимают финансовые решения, у них стабильная работа, лучше кредитная история, соответственно, они лучше проходят скоринг. «С одной стороны, средний заемщик МФО будет молодеть в силу повышения финансовой грамотности. Но вряд ли можно с уверенностью сказать, что это пойдет на пользу отрасли — скорее, это привлечет дополнительное внимание регулятора, будут приняты ограничительные меры. С другой стороны, средний заемщик будет стареть, потому что демографическая ситуация в России и ее тренды — это более сильный фактор, на который, в отличие от финансовой грамотности, мы повлиять не можем, — рассуждает генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов. — Население будет становиться все старше, а кризисы будут заставлять взрослых и даже пожилых людей обращаться за займами. В следующие 50 лет численность занятого населения в России снизится ориентировочно на 29% — они все станут пенсионерами. У нас есть заемщики и старше 70 лет, их немного, около 0,1%, но они очень дисциплинированные. А доля заемщиков 50—59 лет уже составляет 6,5% и растет примерно на 0,2% в год». Что касается пола, тут микрофинансисты сходятся во мнении: мужчин среди заемщиков действительно чуть больше (как в онлайн-, так и в офлайн-сегменте). Это объясняется и более оперативным освоением новых технологий представителями мужского пола, и более пристальным вниманием к выходу новомодных гаджетов, и большей ответственностью мужчины-защитника перед семьей за ее благополучие, и большей суммой расходов (например, на ремонт автомобиля). По итогам полученных подсчетов Лига Трупа из МФО «Е заем» уверена: несмотря на то, что сервисы онлайн-кредитования считают молодежь ядром своей целевой аудитории, в долгосрочной перспективе доля клиентов более старшего поколения будет расти. «С каждым годом проникновение Интернета растет, и онлайн-услуги, которыми вчера пользовалась лишь молодежь, сегодня доступны для многих людей пенсионного возраста. В крупных городах даже пожилые люди используют приложения для заказа такси, а также оплачивают через Интернет коммунальные услуги. То же самое происходит и с финансовыми услугами», — говорит Трупа. Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru