«Абрау-Дюрсо» оставили без орла

Пока только в Татарстане В Татарстане «Абрау-Дюрсо» заставляют заклеивать на этикетках шампанского изображение двуглавого орла. На это пожаловался глава компании Павел Титов. Он утверждает, что республиканские власти делают это ради АО «Татспиртпром», которое сами и контролируют. Бизнесмен считает, что чиновники в Казани занимаются региональным протекционизмом. Это заявление власти пока оставили без комментария. О том, что «Абрау-Дюрсо» власти Татарстана запретили использовать двуглавого орла в оформлении продукции, владелец винного дома Павел Титов заявил в интервью RNS. «Татарстан соблюдает каждую букву закона РФ, и они прочитали, что использование двуглавого орла запрещено»,— сообщил он. Вместе с тем бизнесмен отметил, что у «Абрау-Дюрсо» есть разрешение использовать госзнак на этикетах бутылок, поскольку «Удельное ведомство Абрау-Дюрсо» изначально принадлежало царской семье. «Они (власти Татарстана.— “Ъ”) нас заставили заклеить этот госзнак»,— подчеркнул владелец винного дома. По словам господина Титова, у «Абрау-Дюрсо» есть сложности с реализацией спиртного и в других регионах, «где преобладают религии, в которых запрещается употребление вина». «Местные периодически препятствуют системной продаже алкоголя. У нас есть дистрибуторы, они закупают объемы, но им настолько сложно работать»,— посетовал он. Так, на Северном Кавказе «Абрау-Дюрсо» не может добиться содействия правоохранительных органов при выявлении контрафакта, подчеркнул Павел Титов. Напомним, производство российского вина, выросшее на четверть в 2015 году, по итогам прошлого года ушло в минус. По данным Росстата, производство столовых вин сократилось на 7,7%, до 368,48 млн литров, игристых — на 8%, до 147,35 млн литров. Между тем в 2015 году объемы выпуска отечественных тихих вин выросли на 24,5%, до 399,4 млн литров, игристых вин — на 3,3%, до 160,6 млн литров. Эксперты и участники рынка объясняют такую динамику ослаблением евро и большими запасами отечественной продукции с позапрошлого года. Шампанский дом «Абрау-Дюрсо» в 2016 году сработал лучше рынка: производство и продажи его игристого вина выросли на 7%, до 27,34 млн бутылок, говорил ранее “Ъ” президент компании Павел Титов. Требования Татарстана, как считает господин Титов, не связаны с коррупцией. Они могут быть проявлением регионального протекционизма, предполагает глава винного дома. Напомним, власти Татарстана через АО «Связьинвестнефтехим» владеют одним из крупнейших в России производителей алкогольной продукции АО «Татспиртпром». По итогам 2016 года компания произвела 12,43 млн декалитров алкоголя против 9,37 млн дал годом ранее с ростом 33%. Основную часть продукции составляет водка (11,58 млн дал). По данным Nielsen, на федеральном уровне лидером продаж среди водок «Татспиртпрома» сейчас является «Русская валюта». В линейки «Татспиртпрома» есть также игристые вина: это шампанское Lindelle, Российское шампанское «Классическое», а с начала прошлого года разливается новое игристое вино Sogno Segreto. По данным Госалкогольинспекции Татарстана, за 2016 год «Татспиртпром» увеличил производство шампанских и игристых вин на 86%, с 14,4 тыс. до 26,8 тыс. декалитров. Власти республики и ранее обвинялись в протекционизме местного производителя. В сентябре прошлого года в Союзе производителей алкогольной продукции (в него входят «Синергия», Алкогольная сибирская группа, Roust и др.) заявляли, что контролирующие органы Татарстана дали розничным операторам рекомендацию установить на водочные марки, кроме принадлежащих «Татспиртпрому», минимальную цену в размере 321 руб. за 0,5 литра вместо 190 руб., определенных Минфином. Невыполнение рекомендации могло повлечь проверки в отношении розницы. В Госалкогольинспекции республики отрицали, что давали подобные установки. Вместе с тем директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз сомневается, что в случае с «Абрау-Дюрсо» имеет место протекционизм «Татспиртпрома». «Я не вижу здесь протекционизма. От того, что перестанут закрывать орла на этикетках “Абрау-Дюрсо”, вряд ли татарстанское шампанское стали бы покупать реже»,— говорит эксперт, отмечая, что «Абрау-Дюрсо» узнаваемый бренд. «Другое дело, что если их заставляют изменять изображение внешнего вида бутылок, то необходимо обращаться в суд»,— считает господин Дробиз. По информации “Ъ-Казань”, «Абрау-Дюрсо» закрывает госзнак на этикетках в Татарстане как минимум с конца прошлого года. На упаковке вина на месте, где изображен двуглавый орел, клеится другая этикета с названием винного дома без госзнака. Пока в Госалкогольинспекции Татарстана не комментируют эту ситуацию. В «Татспиртпроме» сообщили “Ъ”, что это отношения производителя и регулятора. Кирилл Антонов, Казань

«Абрау-Дюрсо» оставили без орла
© Коммерсант