Детский мир для взрослых

В 2017 году у россиян появится возможность стать совладельцами сразу двух крупных российских ретейлеров. В I квартале первичное публичное размещение акций проведет «Детский мир», а в течение двух кварталов может состояться IPO «Юлмарта». Стоит ли покупать их акции? Недетские ожидания «Детский мир» 16 января официально объявил о намерении выйти на IPO, акции ретейлера уже допущены к торгам на Московской бирже и включены в третий котировальный уровень. В рамках первичного размещения на бирже будут предложены исключительно существующие ценные бумаги. Продающими акционерами выступают АФК «Система», Российско-китайский инвестиционный фонд (через инвестиционные компании Floette Holdings Limited и Exarzo Holdings Limited), а также некоторые представители менеджмента компании и АФК «Система». Всего планируется разместить около 30% существующих акций «Детского мира». Владельцем контрольного пакета останется АФК «Система». Среди организаторов размещения — Sberbank CIB и Credit Suisse. По данным Reuters, первый оценил «Детский мир» в 98—118 млрд рублей, второй — в 50—118 млрд рублей. По предварительным оценкам самого «Детского мира», выручка за 2016 год составит 79,2—79,8 млрд рублей (на 30% выше показателя за 2015 год). Продуктовый виджет Аналитики ИК «Велес Капитал» считают, что IPO «Детского мира» пройдет в ценовом диапазоне 55—65,4 млрд рублей, склоняясь к его верхней границе. Аналитики Промсвязьбанка отметили, что при текущих рыночных мультипликаторах и финансовых показателях «Детского мира» его оценка организаторами размещения выглядит завышенной. По их мнению, оценка может быть справедливой, если рассматривать «Детский мир» как историю роста. «Если рассматривать показатель EV/EBITDA (стоимость компании / прибыль до вычета налогов. — Прим. Банки.ру) отечественных ретейлеров в период роста их финансовых показателей (2012—2014 годы), то оценка «Детского мира» в 10,7—12,7 по EV/EBITDA близка к ним. Также она предполагает средний рост прибыли до вычета налогов в течение пяти лет на 13—14%, что тоже вполне достижимо», — отметили в Промсвязьбанке. В ФК «Уралсиб» считают, что «Детский мир» может предложить инвесторам один из наиболее интересных активов в российском сегменте розничной торговли. По мнению аналитиков, размещение имеет хорошие шансы на успех. «Пока конкретных условий размещения нет, так что что-либо говорить о привлекательности IPO для инвесторов сложно, — отметил начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев. — В условиях рецессии продажи детских игрушек стали одним из немногих секторов, сохранивших динамику роста. Очевидно, что компания покажет перед IPO хорошие показатели в отчетности». Впрочем, рост этот небольшой: по прогнозам самого «Детского мира», по итогам 2016 года рынок детских товаров вырастет на 1% и составит 519 млрд рублей. Средний чек в целом по России вырастет на 3,1%. Начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов считает, что «Детский мир» интересен частным инвесторам, это понятный для них и растущий бизнес. «Но многое будет зависеть от цены размещения, — добавил он. — Если пакет будет продан дорого, это может не оставить потенциала для дальнейшего роста стоимости акций компании». Долги вместо торговли О готовности к проведению IPO «Юлмарта» заявил председатель совета директоров компании Дмитрий Костыгин на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В интервью CNBC он рассказал, что ждет улучшения условий на рынке в ближайшие два квартала. Однако выходу компании на IPO мешает не только конъюнктура рынка. В 2016 году в «Юлмарте» разгорелся акционерный конфликт, кроме того, остаются неурегулированными финансовые проблемы. На прошлой неделе Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск «Сбербанк Факторинг» к «Юлмарту», в котором требует взыскать с ретейлера 736 млн рублей задолженности. 25 января Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрит иск Сбербанка к «Юлмарту» о взыскании 1 млрд рублей задолженности по кредитному договору. Публичное размещение «Юлмарта» уже переносилось. В 2015 году ретейлер планировал выйти на биржу в 2016 году, в июне прошлого года было объявлено, что IPO планируется в 2017 году. В конце прошлого года руководство «Юлмарта» заявляло, что на Московской бирже может быть размещено 10% акций ретейлера. «Учитывая то, что в компании, судя по всему, не затих конфликт, а кроме того, появилась новость о претензиях на 1 миллиард рублей, инвесторы не очень ждут этого IPO, — отметил начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Потребительский спрос на электронику сильно упал и при реализации негативного сценария в экономике будет низким на протяжении еще одного-двух лет». По словам Константина Бушуева, рецессия, скорее всего, резко затормозила до этого быстрый рост выручки компании (по данным исследования Data Insight и Ruward, по итогам 2015 года «Юлмарт» возглавил топ-100 интернет-магазинов России с объемом онлайн-продаж 36,8 млрд рублей). «Консолидация сетей «М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносилы» в одних руках и возможное их слияние может снижать роль остальных игроков в этом сегменте», — добавил Бушуев. О том, что группа «Сафмар» (владеет «Эльдорадо» и «Техносилой») может купить «М.Видео», стало известно в конце прошлого года. Рынок недооценен Большинство экспертов оценивают 2017 год как удачный для IPO российских компаний. По словам Сергея Суверова, причины в росте фондового рынка в 2016 году, позитивных прогнозах по нефти и рублю, а также в возможном улучшении отношений России с Западом. «Санкционное и политическое давление извне, вероятно, вышло на тренд смягчения, — соглашается начальник управления продаж ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Хохрин. — При этом российские компании дешевле западноевропейских по сопоставимым мультипликаторам примерно в два раза». Немаловажно, по мнению эксперта, и то, что и внутренние участники финансового рынка в силу снижения депозитных доходностей уже склонны к фондовому инвестированию. Противоположного мнения придерживается Георгий Ващенко: по его словам, в России давно не было крупных IPO, и рынок по-настоящему не готов к ним. Он привел в пример «Русснефть», которая в конце прошлого года привлекла в ходе IPO 32,4 млрд рублей, а сейчас по оборотам находится на грани попадания в топ-50. «Инвесторам хотелось бы получить новые бумаги, но такие, которые попали бы в топ-30 или лучше, а их не предвидится, — отметил Ващенко. — Получить еще одну малоликвидную бумагу означает большую вероятность потери части вложенных средств». По словам эксперта, инвестор стал разборчивее и помнит истории «Живого офиса», «Ютинета», которые заставили быть осторожнее. «Кроме того, по опыту знаю, что покупать новую бумагу до публикации годового отчета рискованно», — добавил Ващенко. Аналитики «Атона» отмечают, что российские акции продолжают выглядеть дешево на развивающихся рынках как по мультипликатору P/E (соотношению рыночной цены акции к годовой прибыли на нее. — Прим. Банки.ру), так и по дивидендным параметрам. По среднеотраслевому коэффициенту Р/Е российские акции дешевле акций развивающихся стран примерно на 15%, а вот дивидендная доходность отечественных бумаг намного превосходит показатели других развивающих рынков. В этом году эксперты советуют обратить внимание на вторичные размещения «Полюса», МКБ, ТМК. Евгения НОСКОВА, Banki.ru Определиться в выборе инвестиционной стратегии, купить в режиме онлайн акции российских компаний, оставить заявку на приобретение облигаций, а также открыть индивидуальный инвестиционный счет теперь можно с помощью раздела «Инвестиции» портала Банки.ру.

Детский мир для взрослых
© Банки.ру