Александр Худилайнен: надо не рассуждать о дефолте, а брать лопату и работать

Для Карелии уходящий 2016 год оказался непростым. Всю страну потрясла гибель детей на Сямозере. Многие винили в трагедии не только руководство летнего лагеря, но говорили и об отсутствии должного контроля за организацией детского отдыха со стороны республиканских властей. В начале 2016 года Карелия также оказалась в центре внимания после объявления президентом России Владимиром Путиным выговора главе республики Александру Худилайнену за нарушение им обязательств по переселению граждан из аварийного жилья. Худилайнен назвал выговор заслуженным, а эксперты посчитали данную реакцию правильной ведь "повинную голову меч не сечет". Накануне итогового в 2016 году заседания государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия Карелии, Александр Худилайнен рассказал ТАСС о борьбе за федеральное финансирование для республики, личном сопровождении инвестиционных проектов, трудностях реализации федеральной целевой программы развития региона, а также стройке "карельского куршевеля". – Александр Петрович, первый вопрос - о трагедии с детьми на Сямозере. Какие уроки из нее извлекли, что сделано, чтобы не допустит повторения беды? – Мы все очень тяжело пережили случившееся. Это большая трагедия и мы искренне соболезнуем родным и близким погибших. На мой взгляд, там были вопиющие нарушения, здравому человеку они не понятны. Но ставить точку в этой трагедии будет суд. Правовую оценку событиям на Сямозере уже дало руководство Следственного комитета. Речь, в том числе, идет о несовершенстве законодательства. Сейчас лагерь закрыт. После проверки был закрыт еще один лагерь - на острове Сидоров в Белом море, где, согласно заключению надзорных органов, в экстремальных условиях был ненадлежащим образом организован детский отдых. Мы выпустили специальный указ, регламентирующий пребывание на территории республики туристических групп, и обязали все службы активизировать работу по обеспечению безопасности туристов. Теперь каждое утро диспетчер докладывает мне, сколько туристических групп находится на территории Карелии. Путь и пребывание в регионе каждой группы ежесуточно отслеживают, и, если она не выходит на связь, на поиски отправляются люди, выясняется, что случилось. – Трагедия на Сямозере не скажется на следующем туристическом сезоне? – Нет, не думаю. Даже после трагедии вокруг того же Сямозера в лесу стояли сотни палаток. Там потрясающе красивые места. Очень много ягод и грибов. – Почти пять лет назад, когда вы возглавили Карелию, то сделали заявление о новом курсе развития региона, что удалось сделать? – Мы разбудили интерес к Карелии, доказали ее колоссальный потенциал перед федеральным центром, инвесторами и жителями. К сожалению, долгое время считалось, что наша богатейшая по потенциалу республика – это только лесные богатства и полезные ископаемые. Но в процессе большой работы, дискуссий и обсуждений с научным сообществом и общественностью мы вместе пришли к тому, что потенциал Карелии гораздо шире. Республика действительно богата природными ресурсами, но обладает также огромными возможности в промышленность, аквакультуре, туризме, образовании и науке. В промышленности, как оказалось, есть не только серьезный потенциал развития традиционных для Карелии секторов – лесного и горнопромышленного, но и машиностроения и судостроения. Карелия сегодня уже реально становится одним из российских центров атомного и энергетического машиностроения. На филиале "АЭМ-Технологии" "Петрозаводскмаш" освоен выпуск широкой линейки импортозамещающей продукции для атомной энергетики и нефтегазовой промышленности. На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, после возобновления его работы в 2015 году, началось строительство уникальных судов для условий Арктики и Крайнего Севера – дноуглубительные суда, лоцмейстерские катера усиленного ледового класса. До конца года будет подписано соглашение с крупнейшей в мире голландской судостроительной компанией Damen. А еще линейку уникальной продукции машиностроения, выпускаемой в Карелии, дополняют первые российские харвестеры и форвардеры, спроектированные на Онежском тракторном заводе (сейчас они успешно проходят испытания на лесозаготовительных предприятиях), различные пожарные роботы, выпускаемые Инженерным центром пожарной робототехники "ЭФЭР", экранопланы, проектируемые и выпускаемые НПО "Орион". Нам есть чем гордиться! При этом для развития как традиционных, так и новых секторов экономики Карелии мы активно привлекаем науку. Новые виды продукции машиностроения создаются карельским предприятиями совместно с карельскими учеными. У нас в этом направлении работают IT-парк Петрозаводского университета и Инжиниринговый центр при ПетрГУ. У меня есть любопытное наблюдение - еще четыре года назад на федеральном уровне многие скептически относились к республике, но сегодня все иначе. Указом президента России создана государственная комиссия по подготовке к празднованию 100-летия республики, которую возглавляет секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Задача комиссии - вывести регион на качественно новый уровень. В 2015 году Правительство России утвердило федеральную целевую программу развития Карелии до 2020 года. Республика стала одним из пяти регионов, который имеет свою ФЦП. Эффект не заставил себя долго ждать. Сегодня нам удалось стабилизировать ситуацию на всех градообразующих предприятиях региона, не допустить их закрытия. На сегодняшний день они устойчиво стоят на ногах. Удалось сохранить Кондопожский ЦБК и Питкярантский целлюлозный завод, Надвоицкий алюминиевый завод. Сегодня успешно работает "Карельский окатыш". На днях мы открываем вторую очередь Соломенского лесозавода. Проблемными были фанерный комбинат в городе Лахденпохья и картонная фабрика в Суоярви. На лахденпохском предприятии удалось возродить производство фанеры, пусть и в небольшом пока объеме, но оно началось в конце этого года. Есть интерес инвесторов и к суоярвской фабрике. Сейчас ведем переговоры по ее восстановлению. – Инвесторов при этом стало больше? – Инвесторы приходят в Карелию даже сегодня, когда экономическая ситуация непростая. Например, китайцы идут в регион со своими деньгами и под конкретные проекты. Их интересуют сырье, общераспространенные полезные ископаемые. Осенью 2015 года, когда делегация из Карелии была на Пекинском экономическом форуме, китайцы заинтересовались сверхпрочным камнем габбро диабазом. После этого они дважды приезжали в регион: сейчас анализируют 11 действующий предприятий, ведут переговоры на предмет вхождения в бизнес либо оформления лицензий. Китай вкладывает деньги в первый проект Нового банка развития БРИКС по строительству Белопорожских ГЭС в Кемском районе республики. Его стоимость 11,8 млрд рублей, у них - 25%. Мы два года потратили, чтобы этот проект состоялся: я лично "ходил за руку" с инвестором в крупнейшие банки страны, лично занимался подготовкой документации, проведением совещаний в Росэкспертизе. Да, было тяжело, но мы прошли этот путь, и как только банк БРИКС объявил о возможности получения грантов, то важнейший проект идеально туда вошел. И 1,5 месяца мы строим уже Белопорожские ГЭС: это 400 рабочих мест, 50 МВт мощности. Другой крупный проект с привлечением инвесторов из Китая - изготовление на территории Карелии ветрогенераторов. Подписано соглашение о его реализации. – Одним из инструментов работы с инвесторами должна была стать федеральная целевая программа развития республики. Оправдала ли она себя в первый год, который пришелся на период экономического кризиса? Есть ли отставания? – Безусловно, есть и недостатки, и наши упущения, и объективные факторы. Однако благодаря Николаю Патрушеву, который не только руководит госкомиссей, но и является куратором Карелии на федеральном уровне, вопросы решаются: он помогает нам "открывать многие двери". Высочайший уровень компетенции и мобилизации председателя госкомиссии и руководителей 6 рабочих групп позволяет преодолевать любые заторы и препятствия. Нет никаких сомнений, федеральная целевая программа остается главным стратегическим документом, определяющим развитие Карелии на ближайшие 5 лет. В этом году заканчивается проектирование полутора десятков объектов, реконструкция и строительство которых начнется в 2017 году. Часть из них уже строится. Например, на новой дороге "Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – госграница", которая идет в обход прежней, где, извините, пни из асфальта росли, активно ведутся строительные работы. Также начинаем делать закрытый в 2013 году по решению горсуда Гоголевский мост. Его реконструкция разгрузит дорожную обстановку в карельской столице. Еще раз повторю – в рамках ФЦП в Карелии появятся десятки важнейших объектов. И сегодня мы понимаем: ФЦП - это уникальный шанс изменить ситуацию в регионе. Хотя признаем, что не все инвестиционные проекты реализуются так, как нам хотелось бы - непростая экономическая ситуация в стране в целом и санкции вносят свои коррективы. – Как обстоит дело с созданием промышленных парков в Петрозаводске и Надвоицах? – Это как раз пример вынужденных корректировок. Они связаны с тем, что изначально мы рассчитывали на другой объем работ при подготовке площадки. Однако в процессе работы выяснилось, что придется гораздо больше торфа изымать, чтобы площадку подготовить. В проектно-сметную документацию начали вносить изменения, было небольшое отставание от графика. Сейчас уже почти 70% работ выполнено. На сегодняшний день полностью подготовлена территория, туда подведено электричество, тепло, вода – сделаны все коммуникации. Площадка в следующем году будет готова для резидентов. Кроме того, на территории Петрозаводского городского округа в рамках (лишнее слово) сейчас идут работы по созданию еще одной промышленной площадки, на которой в последующем также предполагается создание индустриального парка. Полагаю, что подобные парки станут точками экономического роста нашей республики. – Федеральное финансирование ФЦП при этом удалось сохранить в полном объеме? – В этом году мы получили из федерального бюджета порядка 1,5 млрд рублей: это как раз средства на Гоголевский мост, улучшение дорожной сети. Финансирование на 2016 год сократили, но восполнение объемов недофинансирования этого года перенесено на 2017-2018 годы. Это принципиальное решение согласовано с Минфином России и госкомиссией. – Есть ли проблемы с освоением по поступившим федеральным средствам? – Где-то освоено 80%, где-то - 50%. Предпринимаем все возможные меры, чтобы не освоенных средств не осталось. Проблем с освоением федерального финансирования не должно быть – за это я строго спрашиваю с подчиненных. – Какие санкции применяете к чиновникам за не использование федеральных денег? Вы им выговор делаете? – Иногда заканчивается не только выговором и лишением премий, иногда другую работу люди начинают искать. Так было с аварийным жильем. Мне выговор вынесли в феврале 2016 года, а кадровые вопросы в министерстве строительства мы стали кардинально решать еще в ноябре 2015, уволив неорганизованных чиновников. – Выговор, который вы получили от президента за недостаточно активное расселение людей из аварийного жилья, еще не снят? – Нет, но надеюсь, что снимут. Дело-то не в выговоре. В октябре в Карелию приезжал председатель наблюдательного совета фонда ЖКХ Сергей Степашин с контролем. После проверки публично было озвучено, что динамика в республике положительная: долги ликвидируются, в график укладываемся. Задача к 1 сентября 2017 года - полностью закрыть всю программу и переселить людей. – Как в республике обстоят дела с программой капитального ремонта? – К сожалению, небольшое отставание есть. В этом году в программу был предусмотрен ремонт 209 домов, но позже часть домов по объективным причинам из-за их состояния перевели в статус аварийного жилья, так как в Карелии достаточно большое количество деревянных построек, и такой жилфонд эксплуатируется десятилетиями. На сегодняшний день 74 дома отремонтировано, еще на 53 ведутся работы. Мы активно работаем над тем, чтобы до конца года план был выполнен. – По вашему мнению, у Карелии есть шанс к 2020 году или раньше стать не дотационным регионом, а регионом-донором? – Такая задача стоит. Я всегда говорил: удивительно, что Карелия с ее огромным потенциалом до сих пор дотационная. Целью реализации ФЦП как раз и является развитие и реализация экономического потенциала республики. Если нам удастся воплотить в жизнь все запланированные мероприятия данной программы в установленных объемах финансирования, безусловно, к 2020 году это заложит прочную основу и станет толчком для дальнейшего развития Карелии. При этом, более амбициозные цели, такие как, в частности, перестать быть дотационным регионом, мы будем рассматривать за пределами 2020 года. – За счет чего? – За счет новых инвестиционных проектов и новых отчислений. Так сегодня в 1,5 раза увеличились налоговые платежи от Сегежского ЦБК и "Сегежа групп", которые зарегистрированы на территории Карелии. За девять месяцев это принесло в казну более 400 млн рублей налога на прибыль. Таких объемов раньше не было никогда. На инвестиционную привлекательность Карелии огромное влияние оказывает программа газификации, которую мы реализуем вместе с "Газпромом". В среднем в России уровень газификации регионов составляет 64%. Карелия еще несколько лет не имела и 4% уровня газификации: газ был только в Петрозаводске и Кондопоге. Сегодня мы активно работаем "Газпромом" и очень благодарны Алексею Миллеру за поддержку Карелии. Сейчас газифицируется Приладожье: эффект от прихода голубого топлива не заставил себя долго ждать. Так, в Олонецком районе в 2017 году планируется запуск завода по производству сыра. Это будет завод мощностью 5 тонн сыра в сутки. Спрашиваю инвестора: почему здесь решили открывать производство? Газ есть, - отвечает он. Кроме "кольца" вокруг Ладожского озера будут газифицированы Пудож, Сегежа и Костомукша. Это сразу другое качество экономики предприятий, находящиеся на этих территориях. И, конечно же, это новое качество жизни. – Госдолг Карелии один из самых больших в России. Удается ли его сократить? Не грозит ли региону дефолт? – Должен отметить, что, несмотря на ощутимую долговую нагрузку Республики Карелия, применение слова "дефолт", то есть отказ от выплат по долгам, абсолютно недопустимо. Долг полностью обеспечен финансовыми ресурсами, его погашение наступает не единовременно, а распределено в течение 5-8 лет. Процентные расходы минимизированы, а ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Карелия, активно приобретаются инвесторами. Совместно с Минфином России принята программа оздоровления финансов республики. Сегодня мы работаем с Госдумой по формированию бюджетов последующих лет. По нашему мнению, есть необходимость изменения на федеральном уровне подходов при определении так называемых "минимальных" бюджетов субъектов, распределении федеральной финансовой помощи. Мы готовы доказать и обосновать позицию республики по этому вопросу. При этом мы активно работаем над оптимизацией бюджетных расходов, сокращаем численность чиновников, не повышаем себе зарплату: в правительстве Карелии и у госслужащих республики индексации не было последние пять лет. Ни на копейку зарплата не повысилась. Мы наращиваем собственный налоговый потенциал. Кроме этого, сегодня благодаря совместной работе с Минфином, существенная часть коммерческих кредитов заменена на бюджетные. Это значительно облегчает и сокращает расходы на обслуживание госдолга. Не рассуждать о дефолте надо, а работать: брать лопату и работать. – Карелия к 2020 году хочет увеличить число организованных туристов до 1 млн человек. Каким образом вы планируете это сделать? – В первую очередь, мы увеличиваем транспортную доступность региона. Через Карелию проходят четыре федеральные трассы, которые министр транспорта Максим Соколов ставит в пример по качеству: 85% федеральных дорог в республике соответствуют нормативам. Такого нет ни в одном регионе. Мы запустили скоростные поезда "Ласточки" между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. В летний период билеты на «ласточки» раскупаются на две недели вперед. Ведем переговоры, чтобы в скоростных поездах появился wi-fi. Активно реконструируем аэропорт "Петрозаводск". Возобновили авиасообщение с Москвой. Наполняемость рейсов - под 80-90%. В планах - открытие других направлений. Помимо этого, летом из Санкт-Петербурга в Сортавалу открыты маршруты для туристических поездов, в том числе уникальный ретро-поезд. Таким образом, системная работа дала возможность увеличить ежегодный турпоток на 10-15%. Такие изменения произошли за последние три-четыре года. Повторю, мы провели большую работу с Ростуризмом и стали развивать кластерный принцип в туристической сфере. Сейчас реализуется проекты туристско-рекреационного кластера "Южная Карелия" и автотуристского кластера "Беломорские петроглифы" в районах республики. Отмечу, что сегодня Китай очень интересует туризм. В этом году значительно увеличилось количество китайских туристов в Карелии. – Ждать ли туристам новых интересных объектов? – Да, мы готовим целый ряд новых интересных предложений. Так, недалеко от Сортавалы один крупный российский инвестор уже начал реализацию амбициозного проекта по строительству "карельского Куршевеля" с горнолыжными центрами, с большой зоной отдыха, боулингом, бассейнами, катками. Думаю, что через год - полтора он будет построен, и туристическая отрасль Карелии пополнится еще одним объектом. Хотя стоит признать, что не все инвестиционные проекты реализуются так, как нам хотелось бы. Непростая экономическая ситуация и санкции вносят свои коррективы. Есть и другие объективные факторы. – За счет внебюджетных средств в 2016 году планировалось начать строительство международного автомобильного пункта пропуска "Сювяоро" и таможенно-логистического терминала. Как реализуется этот проект? Не отказался ли от него инвестор? – Никакого отказа инвестора от реализации проекта нет. Проект ОАО "Северо-Западный коридор развития" по строительству международного автомобильного пункта пропуска Сювяоро и таможенно-логистического терминала включен в ФЦП. Необходимо понимать, что строительство международного пункта пропуска среди прочего требует согласования как на межгосударственном уровне, так и согласования проектной документации между инвестором и государственными контролирующими органами. В феврале 2016 года Росграница была упразднена. В настоящее время инвестор и правительство Республики Карелия проводит необходимую работу с министерством транспорта России. По этому проекту также возможен перенос сроков. – В предыдущие годы Карелия славилась своими внутренними конфликтами, в том числе политическими. Удалось ли их преодолеть? – Еще в 2012 году Карелия была лоскутным одеялом и разделялась на зоны влияния различных бизнес и политических структур, которые преследовали исключительно свои интересы. Действовали, в том числе, криминальными способами. За это были привлечены к ответственности, невзирая на партийные билеты, должностное положение и наличие подконтрольных средств массовой информации. Попытки политизировать борьбу с коррупцией предпринимаются не только в Карелии, но они бесполезны. Политическое доверие завоевывается только конкретными делами. Итоги выборов 18 сентября показали, что открытость и диалог, а самое главное, новые возможности, которые мы создаем, для самореализации представителей самых разных возрастов и профессий являются самыми эффективными методами преодоления любых конфликтов. – Планируете ли вы выдвигаться на выборы главы Карелии в 2017 году? – (Пауза). Как бы так пошутить… Если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Понятно, что без одобрения президента никто никуда не пойдет. Надеюсь, окончание года будет положительным и с точки зрения экономики, и с точки зрения решения известных проблем. Для меня самое важное, чтобы перемены к лучшему, которые все больше определяют облик современной Карелии стали необратимы, чтобы все проекты и программы, которые мы начали, были благополучно завершены. Получив поддержку главы государства, я готов продолжить эту работу.

Александр Худилайнен: надо не рассуждать о дефолте, а брать лопату и работать
© ТАСС