Валерий Белозеров: Трудами корабелов Севморзавод возрождается, как птица Феникс

О сегодняшнем дне одной из старейших российских верфей – ныне Филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звездочка» (входит в ОСК) корреспонденту ФБА «Экономика сегодня» рассказывает заместитель директора предприятия по производству Валерий Белозеров. В.Белозеров: Трудами корабелов Севморзавод возрождается, как птица Феникс - Валерий Михайлович, в 2015 году северодвинский «Центр судоремонта «Звездочка» взял в аренду на 49 лет основные мощности «Севастопольского морского завода». Скажите, в каком виде вам досталось это украинское наследие? - Наследие не совсем «украинское». «Севастопольский морской завод» - ровесник Севастополя, он создавался трудами многих поколений севастопольских корабелов. «Украинский» же период истории завода – лишь два с небольшим десятка лет из 233, которые коллектив завода отметил в текущем году. Арендные отношения с ГУП «Севастопольский морской завод» Филиалом «ЦС «Звездочка» в г. Севастополе были оформлены в октябре 2015 года. Но уже с момента национализации Севморзавода в 2014-м было ясно, что некогда градообразующее для Севастополя предприятие в значительной мере потеряло свое лидирующее по ряду показателей положение в отрасли, более того – утратило некоторые компетенции. Если на начало 90-х годов прошлого столетия верфь выполняла полный спектр работ по судоремонту, строила плавкраны и небольшие суда, то к 2014 году ее потенциал упал практически до нуля. Исторический факт – в 2008-2010 годах верфь не смогла построить судно для норвежского заказчика. Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, не понаслышке знающий реалии судостроительного кластера Крыма, однажды емко охарактеризовал состояние одного из местных предприятий: «Как будто Украина бомбила». Сказанное в полной мере можно отнести и к Севморзаводу. За более чем два десятка лет деятельности в украинских реалиях коллектив завода уменьшился с 16 тысяч человек до 200. Станочный парк и оборудование частью устарели морально и физически, частью были разворованы, разделаны и сданы в металлолом. Обветшали сооружения на производственных площадках и заводские цеха – пребывание работников в некоторых из них и сейчас просто небезопасно и они стоят закрытыми. Все потому, что в поддержание производственной деятельности основных цехов и площадок завода не вкладывалось ни копейки. В итоге прославленное предприятие, являющееся ровесником Севастополя, практически прекратило деятельность по своим основным специализациям. И в отношении многих из них сегодня практически приходится начинать с нуля – начиная от подбора, обучения кадров – и до реконструкции зданий и сооружений, модернизации и замены оборудования, восстановления технологических цепочек и так далее. Некоторые специалисты, которые знакомятся с истинным положением дел на Севморзаводе, говорят, что его следовало бы полностью остановить для полной реконструкции и технического перевооружения, и лишь после этого заново запускать. Но по целому ряду причин мы не имеем такой возможности. Поэтому производственные процессы продолжаем параллельно с возрождением материально-технической базы. - Недавно было сказано, что мощности Севморзавода ждет реконструкция. Какова ее цель, сроки и объемы затрат? Парусное учебное судно "Херсонес" в доке АО ЦС "Звездочка" - Для возрождения Севастопольского морского завода потребуются и время, и значительные финансовые вложения. Подготовлена программа поэтапной реконструкции и технического перевооружения верфи, рассчитанная на период до 2020 года, главной целью которых будет восстановление существовавших ранее и освоение новых технологий и производственных процессов предприятия в области судоремонта и судостроения, в частности, - плавкраностроения, где Севморзавод был лидером во всей отрасли. Программа предусматривает привлечение из различных источников более 7 млрд. рублей. Эти средства пойдут на разработку проектной и технической документации, строительные и ремонтные работы, приобретение новых станков и оборудования. На сегодняшний день Объединенная судостроительная корпорация и Центр судоремонта «Звездочка» уже вложили в техническое перевооружение Севморзавода более 540 млн. рублей. - Ваш первый объемный заказ связан со строительством Керченского мостового перехода. Расскажите, пожалуйста, о специфике данного заказа: в чем заключаются его уникальность и особенности, будут ли применяться новые технологии и т.д. - С технической точки зрения изготовление транспортного плавучего комплекса катамаранного типа для Керченского моста – заказ не самый сложный. Мы рассматриваем исполнение этого заказа как тренировку перед возобновлением строительства плавучих кранов. При том, что завод испытывает дефицит квалифицированных кадров, сварочного и металлорежущего оборудования, инструмента и запасных частей, этот важнейший для мостостроителей и государства заказ будет выполнен и станет стартовой позицией для серьезной производственной деятельности Севморзавода. Мы рассчитываем, что именно с него и начнется новый отсчет в истории предприятия. В конце концов, именно так, в ходе текущей работы, отстраивалась севастопольская верфь и после Крымской войны, когда ее доки и сооружения были практически полностью уничтожены интервентами, и после Гражданской войны, и после немецкой оккупации Севастополя в годы Великой Отечественной. Севморзавод огромными трудами корабелов действительно всякий раз возрождался, как сказочная птица Феникс, после периодов упадка и безвременья, несмотря на множество трудностей и проблем. Так и сегодня: будут у завода заказы, будут они выполняться качественно и в срок – значит, у предприятия будет и будущее. - Вице-президент ОСК Дмитрий Колодяжный, отметив историческую специализацию Севморзавода, недавно заявил, что у предприятия есть большой потенциал в этом направлении и что заказы на постройку плавучих кранов будут поступать на завод как от частных компаний, так и от ОСК. Сколько времени в среднем уходит на изготовление плавучих кранов, какова их средняя стоимость, позволяют ли мощности предприятия строить одновременно несколько кранов? - Некогда «Севастопольский морской завод» действительно производил по несколько плавкранов в год, они здесь стояли, как говорят, «на потоке». Севастопольские плавкраны использовались не только в Советском Союзе, но и поставлялись за рубеж. Стоимость плавкранов индивидуальна в каждом случае, основной показатель здесь – грузоподъемность. Однако сейчас компетенции завода в данной области в значительной степени утрачены. Их предстоит восстанавливать в непростых условиях кадрового дефицита, недостатка оборудования, ветхости производственных сооружений. Тем не менее, мы постараемся сделать все, чтобы вернуть Севастополю звание столицы России по плавкраностроению. Уже сейчас обсуждается возможность закладки в скором будущем на Севморзаводе плавкрана для одного из российских заказчиков. Более детальная информация будет предоставлена общественности немного позже. Рабочие "Севастопольского морского завода" ведут ремонт буксиров - Судоремонт и судостроение также являются основными направлениями деятельности предприятия. Что планируете строить и ремонтировать в ближайшее время? - За неполный год мы в тесном взаимодействии с контрагентами и партнерами сумели отремонтировать более десятка кораблей и судов. Это позволило перейти к более масштабным и ответственным заказам. Сейчас мы расширяем сотрудничество с рядом российских судостроительных предприятий по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей ВМФ. В частности, недавно мы в сотрудничестве с «33 судоремонтным заводом» приступили к выполнению трехлетнего контракта по комплексному ремонту и сервисному обслуживанию базирующихся в Севастополе водолазных кораблей и судов ВМФ. Это наш первый контракт в рамках Гособоронзаказа и он предполагает более высокий уровень качества и ответственности. Кроме того, предприятие участвует сразу в нескольких конкурсах по другим направлениям. Следует сказать, что мы стремимся к тому, чтобы сформировать портфель заказов, который обеспечит верфи 100-процентную загрузку на период не только следующего года, но и нескольких последующих лет, с учетом поэтапного увеличения объемов производства. - Крымский судостроительный кластер будет работать на военную, гражданскую и офшорную тематики. На какой из тематик будет специализироваться ваше предприятие? - Стратегия определена: судостроение – строительство плавкранов и рыболовного флота, катеров и маломерных судов по инновационным технологиям, ремонт – суда среднего класса гражданского флота и сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов ВМФ. Сегодня Черноморский флот активно обновляется, и мы должны восстановить традиционное сотрудничество с ним Севморзавода как основного партнера флота в области судоремонта и сервисного обслуживания кораблей, ремонта вооружения и военной техники. При этом важным для нас является развитие и в области гражданского судостроения – тем более, что государство сейчас уделяет ему большое внимание. В России будет отстраиваться рыболовецкий флот, большие надежды возлагаются на освоение морского шельфа, также необходимо возродить транспортное и пассажирское судостроение. Мы рассчитываем принять непосредственное участие в выполнении данных масштабных и долговременных программ. Ну, а если у нас появится возможность сотрудничества с зарубежными партнерами, которые, не скрою, к «Севастопольскому морскому заводу» уже проявляют определенный интерес, несмотря на все санкции, – мы такие возможности также будем стараться реализовать. - В 2017 году на предприятии планируется построить морской беспилотник. Насколько важен и интересен этот проект, его стоимость, для каких целей можно использовать такие аппараты, какова экономическая выгода применения подобных аппаратов? Теплоход "Артек" после ремонта проходит ходовые испытания в Севастопольской бухте - Проект научно-исследовательского судна (НИС) «Пионер-М», который реализуется студентами на базе Севастопольского государственного университета, ЦКБ «Коралл» и Севморзавода – это пока первая «ласточка» в деле возрождения научно-исследовательского флота. Россия – великая морская держава и ее будущее во многом зависит от освоения огромных богатств Мирового океана. Так что без продолжения его всесторонних исследований не обойтись. С другой стороны, проектирование и постройка «Пионера-М» должны стать началом воссоздания системного судостроительного кластера в масштабах не только Севастополя, но и Крыма, от подготовки высококвалифицированных специалистов – и до строительства технологичных и конкурентных кораблей и судов. Так что реализации проекта уделяется пристальное внимание на уровне руководства ОСК и правительства. Вообще, проект НИС «Пионер-М» обещает быть очень интересным и инновационным. Как ожидается, одной из особенностей судна станет роботизированная система управления: экипаж у судна будет, но часть рейсов в прибрежной зоне оно сможет выполнять в беспилотном режиме. Для этого разработчикам надо предусмотреть двойную систему управления - ручную и программируемую. Однако и об этом, и о других деталях проекта, в том числе и стоимости, говорить пока рано – он существует пока только в виде эскизного проекта, разрабатывается техническое задание на проектирование. «Пионер-М» должен пройти этап тщательной проработки в конструкторском бюро, необходимые технические экспертизы и только после этого начнет воплощаться в металле. Ну, а в том, что эксплуатация такого научно-исследовательского судна в перспективе принесет большой экономический эффект, нет никаких сомнений.

Валерий Белозеров: Трудами корабелов Севморзавод возрождается, как птица Феникс
© ФБА "Экономика сегодня"