Без него невозможно представить задушевное чаепитие в вагонном купе

Память о Сергее Витте В конце ХIХ века чуть ли не треть прибыли "Товарищества латунного и медно-прокатного заводов А. Кольчугина" во Владимирской губернии давал цех производства посуды. И прежде всего его фирменная продукция - подстаканник. Но кто бы вспомнил сегодня об этом, если бы не министр путей сообщения Российской империи Сергей Юльевич Витте? Именно в его недолгую бытность министром (1892 г). подстаканник появился на железной дороге. И уже третье столетие является ее незаменимым атрибутом и символом. Листаю советский "Альбом-каталог посуды и столовых приборов" Кольчугинского завода. Глаза разбегаются: 69 наименований, есть даже вилки для шпрот, устриц и раков. Но гвоздь производственной программы - все тот же металлический подстаканник за 2 рубля 59 копеек. - Наши подстаканники и сегодня на прилавках не залеживаются, - возвращает меня в ХХI век председатель совета ветеранов ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" Валентина Карпова. - Правда, больше как сувениры. Все же теперь, куда ни приди, пьют чай из чашек. Жесткую конкуренцию с фарфором, фаянсом и стеклом этот металлический столовый прибор выдержал только на железной дороге. 70 операций на одного Кто из нас не пил "железнодорожный" чай из стаканов в подстаканниках - не оттого ли он казался вкуснее обычного! Он и сегодня остается таким. Ведь кольчугинцы продолжают выполнять заказы и для поездов, и для вокзалов. Только в уходящем году на железную дорогу отправлено пять с половиной тысяч подстаканников! И каждый - произведение искусства. - Самый массовый подстаканник делаем из латуни, - рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев. - Он покрывается никелем, на который наносится декоративное чернение. Есть подстаканник медный с латунным покрытием, есть латунный посеребренный... Самый дорогой - серебряный с позолотой. Беру его в руку. Немудреный, кажется, столовый прибор: корпус, поддон да ручка. Но чтобы изготовить подстаканник, требуется выполнить 70 операций! Вырубить из цветного металла пластину (самая известная - "русский мельхиор", с окошками) отчеканить рисунок, спрессовать поддон и корпус, вручную припаять ручку, провести травление, гальванику... Недавно здесь выпустили подстаканник для охотников, но рыбаки возмутились: "Почему про нас забыли?!" Картинку для рыбацкого подстаканника выбирали на внутризаводском референдуме, разослав варианты по электронной почте... "Сапсан" и птица-тройка Технологии кольчугинцев со времен Сергея Витте, конечно, кардинально изменились. Но главное осталось неизменным: отношение к главному заводскому детищу. В прошлом году в цехе появился компьютерщик. Встал вопрос о сокращении двух граверов, которые вручную расписывали каждый подстаканник. Но не тут-то было! Когда к 145-летию завода (оно отмечалось в этом году), гравер Анатолий Алешин разработал специальную пластину с птицей-тройкой и бубенцами, то оказалось: мелкие детали, изготовленные на компьютере, становятся обычной жестянкой. Подстаканник теряет душу... И граверов решили сохранить. - Смотрите, даже гвоздики видны на подковах! - с нескрываемой гордостью комментирует Виктор Горячев. Что за птица-тройка! Она под стать стремительному "Сапсану", который тоже взял на вооружение кольчугинские подстаканники Витте... КСТАТИ Почему прижился массивный подстаканник на железной дороге? Все предельно просто. Благодаря ему стакан, наполненный горячим чаем, сохранял устойчивость во время вагонной тряски.

Без него невозможно представить задушевное чаепитие в вагонном купе
© Российская Газета