Бухгалтерский калькулятор г-на Кудрина

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин 23 сентября заявил о возможных шагах, которые смогут стать заменой увеличению налоговых ставок, — это внутренние и внешние заимствования, приватизация и ресурсы Резервного фонда. С ним солидаризуется нынешний глава Минфина Антон Силуанов, который, выступая в тот же день на пленарном заседании Московского финансового форума, пообещал, что до 2019 года в России налоги точно не увеличатся. Что, разумеется, не исключает для компенсации и без того недостающих средств в федеральном бюджете поиск других способов его пополнения. Минфин намерен в период с 2017 по 2019 гг. уменьшать дефицит бюджета на 1 процентный пункт в год. Сделать это возможно, как уверен Силуанов, за счет оптимизации бюджетных трат, повышения качества налогового администрирования, а также за счет получения доходов от задействования государственных активов. Кудрин, в свою очередь, надеется в осуществлении задачи по достижению сбалансированности бюджета, как он выразился, на «остатки Резервного фонда». Столь явно не оптимистичное определение сродни и тону высказанных нынешним министром финансов пожеланий: — Ни в коем случае не стоит строить планы, что цены на нефть возрастут, — сказал Силуанов на заседании форума. — Надо делать консервативный прогноз. Последние годы у нас был такой оптимизм и в прогнозах, и в бюджетах. Вот этот оптимизм абсолютно ни к чему. Действительно, по материалам Счетной палаты, которые приводит «Независимая газета», только за 5 первых месяцев текущего года, — в сопоставлении с аналогичным периодом 2015 года, — общий объем доходной части федерального бюджета упал на 717,3 млрд руб. или - на 13,4%. В частности, нефтегазовые доходы «ужались» на 788,5 млрд руб. (31,9%). — Я думаю, что если не повышаются налоги, то неизбежно будет расширяться набор инструментов финансирования бюджетного дефицита, — говорит главный экономист Евразийского банка развития, доктор экономических наук Ярослав Лисоволик. - И действительно, о чем упомянул Кудрин, это может означать задействование как внутренних, так и внешних заимствований, и более активное использование такого метода, как приватизация. При этом, видимо, задача все равно будет стоять следующая: если не повышается ставка, то тогда надо будет повышать собираемость этих налогов. И для этого могут быть применены определенные резервы. Возникнет серьезная задача укрепления администрирования налогов, чтобы минимизировать угрозу ухода в тень налогооблагаемой базы, — после того, как эти ставки будут повышены. «СП»: — После реализации названных бывшим министром финансов мер будет ли, на ваш взгляд, выполнено условие «сдерживания» налогов? — Думаю, что данных мер всё равно будет недостаточно. Неизбежным будет замедление роста расходов в номинальном выражении, а с другой стороны, — будет очевидней необходимость повышения эффективности и адресности этих расходов. Тут, если разобраться, много резервов; и это можно будет сделать без чрезмерного и болезненного, в социальном плане, изменения параметров по расходам. «СП»: — Упования на внешние заимствования, и это в условиях плохого инвестиционного климата, а также на результаты приватизации (имеется в виду крупных госкомпаний) — еще, согласитесь, не гарантия того, что российская экономика будет застрахованной от вынужденной необходимости повышать налоги. Какой сценарий развития вам видится возможным, если отдачи от реализаций предложений Кудрина не будет? — Проблема в том, что всё равно придется повышать налоги; но на данном этапе, в ближайшие годы, если грамотно задействовать все инструменты, о которых я сказал, можно будет обойтись без серьезной корректировки действующих налоговых ставок. В приоритете задач — нужно совершенствовать систему расходов; и именно в этом направлении можно добиться большей эффективности, чем, например, с привлечением внешних заимствований или иных источников восполнения бюджетного разрыва. И ключевое значение здесь приобретают направления расходов. — Во-первых, заявление о том, что до 2019 года налоги увеличиваться не будут на фоне намерений Минфина повысить НДС, а также обязательные социальные взносы для значительной части населения, производит впечатление откровенной неправды, — комментирует новость директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. Хотел бы в этой связи напомнить, что обязанностью государства является организация развития. И если оно вернется к исполнению своих конституционных обязанностей, то тогда и господин Кудрин, и все его преемники отправятся, в лучшем случае, на свалку истории.

Бухгалтерский калькулятор г-на Кудрина
© РИА Новости