Максим Лукьянович: малый бизнес делает нашу жизнь комфортнее

По статистике каждый второй гражданин нашей страны когда-нибудь задумывался о том, чтобы начать свой бизнес. О наиболее чувствительном сегменте бизнеса — малом предпринимательстве в интервью РИА Новости рассказывает руководитель дирекции малого бизнеса банка ВТБ Максим Лукьянович. — Почему, по вашему мнению, в последнее время особенно часто говорят о необходимости поддержки малого бизнеса? — С малым бизнесом каждый из нас регулярно сталкивается в повседневной жизни. Кафе, салоны красоты, автомойки, прачечные, ателье — это самые типичные представители малого предпринимательства, которые делают наши будни комфортнее. Конечно, существуют также и небольшие производственные предприятия, грузоперевозчики и так далее. Малые компании важны не только с точки зрения социальной значимости. Многие из них активно работают со средним, крупным бизнесом, помогают ему развиваться. Малый бизнес является одной из серьезных точек роста экономики любой страны. Поэтому развитию этого сегмента в последние несколько лет в России уделяется, действительно, очень большое внимание. — Как в целом себя чувствует малый бизнес? Каким отраслям сейчас легче, а каким — наоборот, живется сложнее? — Несмотря на общее снижение рынка, всегда есть компании, которые чувствуют себя лучше, чем рынок в целом. Мы видим немало предприятий малого бизнеса, у которых растет выручка, повышается рентабельность. К перспективным отраслям можно отнести, в первую очередь, производство и торговлю отечественными продуктами питания. Несмотря на то, что программа импортозамещения заработала еще не в полную силу, мы уже видим достаточно много примеров успешно реализованных проектов компаниями малого бизнеса. Импортозамещение работает, прежде всего, потому, что курс доллара вырос, и иностранная продукция стала дороже. Неплохо чувствуют себя компании-экспортеры, а также компании, которые занимаются товарами повседневного спроса, сдачей недвижимости в аренду. У них есть хорошие перспективы для развития. А развитие, как правило, требует дополнительных финансовых вложений, в том числе за счет кредитных ресурсов. Мы заинтересованы в сотрудничестве с такими компаниями. — Какая тенденция наметилась по кредитным ставкам? — В начале прошлого года процентные ставки по кредитам малого бизнеса на рынке доходили до 30% годовых. Сложно найти проекты, которые бы окупились при такой ставке. Поэтому спрос тогда сильно упал. По статистике ЦБ, в прошлом году банковская система выдала кредитов малому бизнесу на 28% меньше, чем в 2014 году. С начала этого года мы видим восстановление спроса. Связано это с тем, что кредитные ставки на рынке снижаются. Мы тоже активно работаем в этом направлении. К примеру, в текущем году ВТБ отменил комиссию за выдачу кредита и трижды пересматривал ценовые параметры в сторону уменьшения. В результате последних изменений, которые произошли в конце июля, новый уровень процентных ставок снизился на 2-2,5 процентных пункта по отношению к ставкам, действующим на начало года. Для компании с устойчивым финансовым положением и ликвидным обеспечением ставка может быть еще ниже. Также у малого бизнеса есть возможность получить кредиты по льготной ставке в рамках программы Корпорации МСП. Таким кредитом могут воспользоваться компании, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Кстати, банк ВТБ был первым из банков, который еще в прошлом году выдал кредит по этой программе. — ВТБ — один из немногих банков, который снизил ставку по кредитам для малого бизнеса. За счет чего вам это удается? — Во-первых, не секрет, что у крупных государственных банков, в том числе ВТБ, больше возможностей: больше источников фондирования, привлеченные средства дешевле, чем у некоторых других банков. Поэтому у нас есть люфт для снижения кредитных ставок. Во-вторых, мы не гонимся за большой маржой. Наша задача — не заработать много на кредите, наша задача на сегодняшний день — сформировать качественный кредитный портфель, а для этого необходимо работать с качественными заемщиками. На банковском рынке конкуренция за надежного клиента довольна высока. Это связано с тем, что малый бизнес больше других подвержен негативным влияниям в экономике. По данным ЦБ, просроченная задолженность по малому бизнесу на конец прошлого года составляла 14%. Для сравнения, этот показатель в рознице составил чуть более 8%, в крупном бизнесе — 5%. Именно поэтому банки вынуждены селективно подходить к клиентам. Справедливости ради хочу заметить, что кредиты — не первоочередная потребность малого бизнеса. По статистике, предпринимателей, пользующихся заемными ресурсами, всего около 20%. Остальные 80% не берут банковские кредиты. Некоторые банки акцентируются на работе только с первой категорией. У ВТБ совершенно иной подход. — Чего ждут от банка компании, которые не пользуются заемными средствами? — Качественное расчетно-кассовое обслуживание, скорость проведения платежей, понятный и доступный интернет-банк, стоимость обслуживания, наличие клиентского менеджера, который будет понимать их потребности. И, конечно, гарантия сохранности денежных средств — клиент должен быть уверен в надежности своего банка. Понимая потребности предпринимателей, в начале этого года мы внедрили новую стратегию работы с малым бизнесом, в которой основной акцент сделан на комплексное обслуживание. Помимо кредитования, мы уделяем большое внимание предоставлению клиентам удобного ежедневного расчетно-кассового обслуживания. Разрабатываем и внедряем инструменты минимизации расходов предпринимателей, связанных с расчетным обслуживанием. — Критерий надежности банка сейчас по-прежнему актуален? — Клиенты всегда ориентировались на надежность. А в последние два года особенно. Посудите сами, в прошлом году ЦБ отозвал порядка 100 лицензий у небольших банков, в этом году темп отзыва лицензий говорит о том, что будет примерно такая же цифра. Это объективный процесс на сегодняшний момент. Для вкладчиков-физических лиц действует система страхования вкладов, в соответствии с которой частное лицо в случае отзыва лицензии у банка может рассчитывать на возмещение средств на сумму до одного миллиона 400 тысяч рублей. Для юридических лиц подобная процедура не предусмотрена. Поэтому сохранность собственных денег — это то, что в первую очередь беспокоит предпринимателей, в том числе, в малом сегменте. — Какие цели ставит перед собой банк в части работы с малым бизнесом на текущий год? — Наша стратегическая цель — до конца 2017 года удвоить активную клиентскую базу по малому бизнесу. Как известно, что посеешь, то и пожнешь. И чтобы чего-то достичь, сначала нужно вложить. Поэтому мы активно работаем над развитием дистанционного банковского обслуживания, каналами поддержки клиентов и поддержанием высокого уровня удовлетворенности клиентов услугами и качеством обслуживания в нашем банке.

Максим Лукьянович: малый бизнес делает нашу жизнь комфортнее
© РИА Новости