прозванивает корреспондент отдела финансов Вероника Горячева Представьте ситуацию: вашему шефу на городской телефон звонит представитель банка и просит его довести до вашего сведения, что вам, Ивану Ивановичу, предлагается взять новый кредит по льготной ставке. Сумма и ставка также не секрет. Представьте теперь, что ваши коллеги не единственные получатели этой ценной информации, по идее предназначенной исключительно вам. О вновь открывшихся для вас волшебных возможностях по пользованию банковскими продуктами могут быть уведомлены ваши родственники, причем как близкие, так и не очень. В моем случае, например, свекровь. Причем в любое время, включая выходные. Именно такую маркетинговую тактику, как показывает мой опыт, а также многочисленные жалобы клиентов на банковских форумах, недавно избрал один из крупнейших банков страны. И не имеет значения, что клиент банка не подавал заявки на получение нового кредита, мог переехать, сменить работу, поругаться с родственниками, развестись, наконец, или и вовсе уже расстаться с банком. Не говоря уже о вполне понятном отсутствии у него заинтересованности в распространении подобной информации среди третьих лиц. Не тот момент. На фоне подросшего спроса граждан на кредиты (настолько, что ЦБ даже сообщал о намерениях мониторить ситуацию на предмет возможного сдерживания кредитования) некоторые банки больше волнует потенциальная прибыль, чем риски, возникающие у клиента от вторжения в его личную жизнь. Пока регулятор "просто наблюдает", нужно продать максимальное количество кредитов -- вплоть даже до нарушения положений закона "О персональных данных". Обрабатываться данные могут лишь с согласия гражданина и лишь для достижения конкретных, заранее оговоренных целей. Вряд ли обзвон родственников, коллег и знакомых в эти цели вписывается. Нарушается и закон "О рекламе", разрешающий распространение рекламной информации по телефону лишь с предварительного согласия абонента, констатируют юристы. Впрочем, у банкиров свои аргументы. Ведь "реклама -- это информация, адресованная неопределенному кругу лиц", их же "маркетинговая кампания" ограничена "небольшими сегментами и четкими рамками", предложение "направляется клиенту только при наличии предварительного согласия и только по тем данным, которые клиент сам предоставил". Даром что ли в заявке на получение кредита на ипотеку или автокредит поля о рабочем, домашнем телефонах, а также телефонах родственников "для экстренной связи" являются обязательными для заполнения. Воспримет ли эти аргументы клиент, все окружение которого знает о его кредитных возможностях, или проголосует ногами (то бишь рублем) -- покажет время. Возможно, если строгость закона наконец ненавязчиво совпадет с его правоприменением, банки в конце концов поменяют свою маркетинговую политику.