Ещё

Герои на селе. С какими проблемами сталкиваются кузбасские фермеры 

«Главное, чтобы после кризиса, как это бывает чаще всего, стремление государства к развитию отечественного производства не пропало», — говорит предприниматель Артём Волков, рассуждая об объединении фермеров и об их проблемах.

Чем нужно помогать?

— Артём Анатольевич, осенью прошлого года вы решили объединить фермеров области, по сути, конкурентов. Зачем? В кризис они перестали толкаться локтями и стали сговорчивее? Почувствовали, что лозунг «Ешь, пей своё!» поможет им крепче встать на ноги?

— Идея объединить фермеров родилась гораздо раньше кризиса и призывов власти к развитию сельского хозяйства. Мы долго думали над тем, как можно развиваться помимо магазинов Волкова. Ограничиваться исключительно мясными продуктами не хотелось, а продавать всё, что можно найти в любой торговой сети, нет смысла. Поэтому решили продавать натуральные продукты, которые производят мелкие фермеры. Призыв власти здесь сыграл положительную роль. Мы поддерживаем мелкого фермера, а покупатели обращают внимание на отечественную продукцию.

Основная проблема мелких фермеров — рынок сбыта. Они просто не имеют возможности продавать свой товар. Ведь в торговые сети фермер вообще не попадает из-за жёстких требований: скидки, бонусы, плата за вход, оплата полки, да ещё торговые сети не сразу рассчитываются за то, что купили у поставщика. У нас есть свои уникальные производители, которые могли бы справиться с импортозамещением, но о которых раньше никто даже и не слышал, потому что у них не было рынка сбыта. Например, однажды в Шерегеше на базаре я купил потрясающий чайный сбор.

Травник собирал для него травы в горах. Мы нашли его, в лаборатории проверили травку, убедились в том, что это натуральный и полезный продукт. После этого помогли оформить все документы, заказали упаковку для чая, и в Кузбассе появился новый фермер. Также нашли и замечательных хлебопёков. Ребята — выпускники пищевого института — хотели печь бездрожжевой хлеб. Эта идея совпала с нашей. И мы снова получили новых местных производителей.

— Из-за кризиса сегодня страдают практически все. Банки поднимают процентные ставки, поэтому производителям приходится несладко. С какими проблемами сегодня сталкиваются фермеры?

— На фермерах кризис сказался меньше, чем на крупных производителях, потому что мелкий фермер в основном не работает на кредиты. Берут их единицы. Обычно фермер вкладывает в своё дело столько денег, сколько заработает. Конечно, есть негативные последствия кризиса. Скачки цен на рынке, увеличение цен на упаковку заставили фермеров поднять цены на свою продукцию.

Кроме того, сегодня стало нелегко купить импортное оборудование, а российский производитель пока не готов предложить качественную замену. В остальном, наверное, кризис жизнь фермера не усложнил. Ведь если люди будут покупать продукцию селян, то всё будет нормально. Главная проблема, повторюсь ещё раз, — рынок сбыта. Дайте фермеру рынок — и он будет делать свой товар качественно и реализовывать его.

Почему цены скачут?

— Что сегодня происходит с ценами на масло, молоко и прочую сельскохозяйственную продукцию? Что именно заставляет производителей поднимать цены?

— Многие крупные транснациональные компании имеют собственника за границей и прибыль аккумулируют в валюте. Соответственно, с изменением курса их прибыль резко упала. Наверное, отчасти из-за этого они и подняли цены. Мы меняем цену, если её меняет фермер. На молочную продукцию, например, поднималась цена из-за того, что из-за курса евро выросла цена на упаковку и подорожало сырьё. Во многом цена на молоко зависит и от сезона.

Зимой оно дорожает, т. к. его становится меньше. Летом, наоборот, дешевеет. Все, наверное, помнят, как в прошлом году резко подскакивало в цене мясо. Сегодня, к счастью, цены на него уже не растут. А связано серьёзное подорожание тоже с курсом валюты, с кредитами производителей и со спекуляцией, когда казахи массово скупали российское мясо. Этим они сломали и свой рынок, и наш: цена на говядину выросла почти наполовину. Т. к. курс падает и некоторые страны открывают рынок, мы ожидаем, что на свинину цена скоро упадёт. Но сегодня всё очень нестабильно, поэтому с уверенностью об этом говорить рано.

— Вы видите своих покупателей. Как они реагируют на повышение цен?

— На любые изменения, особенно на повышение цен, люди обычно реагируют негативно. Независимо от причин повышения, они высказывают недовольство. Но поскольку рост цен происходит везде и на все продукты, люди уже, как мне кажется, привыкли. Уже практически никак не реагируют. Иногда только спрашивают причину, мы её пытаемся объяснить. К счастью, ещё не было такого, чтобы покупатель начал буянить из-за того, что, например, подорожало сливочное масло.

Где взять «своё»?

— Справляемся ли мы с импортозамещением, когда «своё», которое нам рекомендуют есть и пить, дорожает?

— С импортозамещением не всё так просто. Вообще к этому идти нужно постепенно и надо понимать, кого развивать. Если проблему необходимо решить быстро, как сегодня, то придётся развивать крупные холдинги. Просто дать им кучу денег, и они увеличат объёмы производства. Но это неэффективная трата средств, потому что крупные холдинги потратят гораздо больше, чем тот же фермер.

Фермер использует деньги более эффективно и сделает больше, т. к. он хозяин на своей ферме. Вместе с тем фермеров нужно «растить» постепенно и постоянно. На это потребуется несколько лет. И начать нужно с развития деревни и села, ведь сегодня оттуда люди стремятся уехать. Фермеры — герои, которые работают в селе. Как развивать деревню? Нужно спросить у людей: а что вам нужно, чтобы жить в деревне?

Наверное, им нужна инфраструктура, если они в город бегут. Значит, государство должно её создать и позаботиться о том, чтобы в селе люди чувствовали себя комфортно. Пусть там будет хороший детский сад, больница, школа с нормальными условиями, ведь это естественные людские потребности. Разве тогда люди будут в город бежать? Конечно, они будут жить на природе, работать и развиваться, тогда и фермеров будет больше. Почему в Европе люди преимущественно в деревнях живут? Потому что у них там есть вся инфраструктура, условия прекрасные, им вообще город не нужен. Но на развитие деревни времени нужно много, проще дать кучу денег холдингам, несмотря на то, что это будет не так эффективно.

Сейчас повторяется история 2009 года. Я помню, что, когда во время прошлого кризиса цена на нефть упала, все тоже начали суетиться. Но как только цена поднялась, снова успокоились и решили с развитием своего производства подождать, а деньги вложить во что-нибудь другое. Никто ведь не хочет работать, пока сильно не прижмёт. Кризис даёт хорошую мотивацию. Главное, её потом не потерять. Чтобы не вышло так, что сейчас государство объявило, что будет помогать фермерам, а как только всё наладится, всё снова пустит на самотёк. И фермеры останутся брошенными.

— Недавно по инициативе губернатора был создан агропромышленный кластер. Как вы думаете, как это поможет развитию сельского хозяйства в нашем регионе? Помогают ли всевозможные гранты? Например, за прошлый год Кемеровский район выдал грантов всего на 5 млн 755 тысяч рублей.

— Наше объединение пригласили войти в этот кластер. Организаторы сказали, что, оказывается, мы уже создали свой кластер, поэтому попросили нас поделиться опытом. Мы согласны, только чтобы от этого был реальный толк, а не пустые разговоры. Вообще предполагается, что государство выделяет на кластерное развитие деньги на разные статьи затрат.

Например, нас заинтересовала компенсация расходов на маркетинг и продвижение — очень дорогие статьи расходов, на которые мало кто тратит деньги. Поэтому мы были бы только рады продвигать своих фермеров. Но актуален другой вопрос: будет ли государство выделять на это деньги? Пока были встречи и обсуждения, на которых участники делились между собой опытом. Сейчас всё зависит от того, как себя поведёт государство. Если будет поддержка, значит, не зря собирались. Если не будет поддержки, значит, зря потратили время и бюджетные деньги. Гранты помогают фермерам. Но систему их получения нужно упрощать.

Грант в основном дают тому предпринимателю, у которого уже есть компания, т. к. он его точно использует для дела. Это неплохо, но как же соз­давать новых предпринимателей? Понятно, что кто-то может попробовать нажиться на грантовой поддержке и потратить деньги на себя. Но ведь плохой пример не должен перечёркивать возможности для молодых и перспективных предпринимателей, у которых есть огромное желание воплощать свои идеи и получить стартовые деньги, не имея работающего производства или грамотного бизнес-плана. Риски потери денег существуют всегда в любом бизнесе. Взять, к примеру, венчурные фонды: 70-80% проектов не приносят отдачи, но оставшиеся 20-30% перекрывают эти убытки и в итоге показывают прибыль.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео