Группа «Вис» отказалась извиняться за провал мусорной реформы в Новосибирске
Компания не смогла реализовать концессию о строительстве двух новых полигонов ТБО под Новосибирском, подписанную еще в 2016 году.
Группа компаний «Вис», дочерние предприятия которой реализуют в Новосибирске серию концессионых соглашений (строительство платного четвертого моста, поликлиник, полигонов ТБО с мусоросортирующими линиями), прокомментировала призыв извиниться перед новосибирцами за упущенное время — за шесть лет с момента подписания мусорной концессии Новосибирск не получил желаемого обновления инфраструктуры в сфере оборота отходов.
С таким призывом выступил председатель Заксобрания региона Андрей Шимкив.
«На протяжении пяти лет звучали жесткие выступления депутатов, еще более острые вопросы задавали жители области, в ответ — успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Услышали, что все-таки раздел по концессии произойдет на две-три-пять-шесть — это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «Вис» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извинятся хотя бы! Пять лет все ждали», — заявил он.
Группа в ответ назвала выступление спикера регионального парламента «демаршем», заявив, что компания всегда готова «реализовать такой нужный области проект», но «условий для этого так и не было создано».
«Также хотели бы напомнить всем уважаемым депутатам, что при их деятельном участии действие соглашения было приостановлено. Так что если уж и извиняться перед новосибирцами, так коллективно и солидарно. Жаль, что такую болезненную тему, как мусорная реформа, продолжают использовать для громких заявлений и личного пиара», — заявили в ГК «Вис».
Подписанная бывшим министром ЖКХ области Кимом и ООО «Экология-Новосибирск» (входит в ГК «Вис», а также является региональным мусорным оператором в регионе) в 2016 году «мусорная концессия» вскоре вызвала серию протестов со стороны новосибирцев. Концессия предполагала строительство двух крупных полигонов с мусоросортировочными линиями — один в районе Верх-Тулы, другой у села Раздольное.
Местоположение правобережного полигона буквально взорвало общественное мнение — резко против выступили местные дачники и экологи, заявившие об угрозе уникальной экосистемы долины реки Издревая. Также общественность и депутатов возмутили прописанные в концессии финансовые условия реализации проекта — в случае, если объемы мусора, доставляемого на концессионные полигоны, оказались бы ниже прописанных в соглашении параметров, недостачу пришлось бы компенсировать из бюджета области.
А вскоре выяснилось, что площадка у Раздольного не может служить местом размещения мусорного полигона — из-за близости к этой местности аэродрома. И спустя год после подписания договора концессия решением губернатора Городецкого была заморожена. Все попытки внести изменения в соглашение блокировала ФАС, согласовать новые параметры в суде также не удалось.
К расторжению соглашения все это время призывал зампред профильного комитета Заксобрания Вадим Агеенко. «Строили на этих объемах по этой концессии всю мусорную реформу. А в конечном итоге оказалось, что реализовать ее нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но еще и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона. С июля 2017 года поняли, что никогда эту концессию не реализуем. И даже в этом случае вы пять лет ее не расторгали. И вопрос, который мы задаем: «Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти», — отметил он.
Прежде региональные власти обосновывали столь долгую заморозку соглашения финансовыми рисками — в концессии была прописана компенсация в 300 млн рублей при расторжении договора. Но 15 июня 2022 года министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников заявил, что таких рисков нет:
«С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, — про 300 млн рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя», — заявил он.