Войти в почту

Общественники отстояли в кассации права жителей Заельцовского района

Суд признал ряд изменений в закон НСО «Об особо охраняемых природных территориях НСО», который был принят 25 февраля 2021 года, противоречащими федеральному законодательству, из-за того, что они ограничивают права жителей и бизнеса до того, как окончательно были определены границы ООПТ. Незаконным признан пункт закона, запрещавший «предоставление земельных участков, выдачу разрешений на строительство, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» уже на этапе обсуждений территории ООПТ.

Напомним, что общественники заявляли в иске еще несколько несоответствий поправки в новосибирский закон федеральному законодательству. В частности, они отмечали, что поправками в закон была введена новая категория особо охраняемых природных территорий, которой нет в федеральном законодательстве, - «лесные парки». Но эта правовая новация, по мнению общественников, не содержит чётких критериев отнесения той или иной территории к лесным паркам. Это позволяет сделать лесным парком практически любую территорию

Также поправки, по мнению общественников, были разработаны таким образом, что фактически решение о создании лесного парка или природно-рекреационной местности должно было приниматься единолично Правительством Новосибирской области. Это противоречит федеральному законодательству и содержит коррупциогенные риски.

Также, как отмечали общественники, законом не предусмотрен учет предложений граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций по организации природно-рекреационной местности или лесного парка. Это, в свою очередь, противоречит Градостроительному кодексу РФ. Вводимая Областным Законом ООПТ статья 12.1 содержала дополнительную административную процедуру «принятие решения о необходимости создания», не предусмотренную федеральным законодательством и влекущую дополнительные ограничения вплоть до изменения правового режима территории.

Несмотря на то, что часть требований общественников осталась неудовлетворенной, они отмечают, что рады правосудию хотя бы в части своих требований:

– Мы рады, что справедливость, хоть и не в полном объеме, наконец-то восторжествовала, и мы отстояли права людей, чьи земли оказались бы в границах ООПТ. Как мы и заявляли ранее, мы планируем подать иск в Верховный суд и добавиться удовлетворения всех наших требований, тем более что их сейчас поддерживает уже Генеральная прокуратура, которая включилась в процесс на этапе кассации, – прокомментировал решение кассационной инстанции Евгений Митрофанов, председатель правления НРОО «СЭС».

Сегодня председатель Законодательного собрания НСО Андрей Шимкив, комментируя решение кассационной инстанции, заявил:

– Эта ситуация вызывает у меня недоумение. Мы точно пойдем до Верховного суда. Застроить Заельцовский бор – ума много не надо. Только надо подумать о горожанах. Последний участок бора, который есть в Новосибирске, мы можем потерять. Мы однозначно найдем другие пути решения этой проблемы. Изучим решение суда, сделаем какие-то изменения и будем выходить снова, – заявил Андрей Шимкив.

При этом Евгений Митрофанов подчеркнул, что общественники также выступают за сохранение Заельцовского бора:

- Позиция моя и моих коллег – общественников Алексея Носова, Владимира Кириллова – по поводу центральной идеи закона неизменна: законопроект об особо охраняемых природных территориях актуален, необходим и важен для нашего региона, способен принести жителям большую пользу. Но мы надеемся, что закон об ООПТ всё-таки будет доработан с учетом тех комментариев, которые у нас есть к его содержанию закона, – сказал общественник.

По мнению Евгения Митрофанова, в законе должны появиться нормы, которые будут обязывать правительство согласовывать свои действия с органами местного самоуправления, общественностью, гражданами и экологическими НКО.

– Такие нормы есть в федеральном законе, но почему-то областной законодатель не транслировал их в региональный закон. Также надеемся, что закон будет принят с учетом соблюдения прав всех людей, земля которых окажется на особо охраняемых территориях, – отметил Евгений Митрофанов.

Напомним, что новосибирские общественники, которых поддержала прокуратура, выступили против принятых Законодательным собранием НСО изменений в областной закон о создании особо охраняемых природных территорий (ООПТ), или, «лесных парков». Они заявили, что принятие закона почувствовали на себе тысячи жителей и бизнесменов на примере Заельцовского бора, на 9 тыс. га которого любая хозяйственная деятельность была запрещена с марта 2021 года.

Но запрет был наложен еще до придания бору статуса особо охраняемой территории, границы будущей ООПТ при этом четко не были определены, а многие люди уже лишились права, например, достроить дом, возвести баню или другой объект, который ранее был согласован. Точные границы будущей Заельцовской ООПТ власти не могут определить уже более года. При этом меняют предварительные границы. Например, в августе 2021 года площадь будущей ООПТ сократилась с 9 до 5 тысяч гектаров, разъяснений от властей по поводу причин изменения границ не последовало.

В начале сентября 2021 года иск общественников к областным властям по данному поводу частично удовлетворил Новосибирский областной суд, но они оспорили данное решение в вышестоящей инстанции при поддержке прокуратуры Новосибирской области.

Апелляционная инстанция в январе 2022 года оставила постановление областного суда в силе. Но Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове 28 апреля, по сути, «забраковал» скандальный закон о «лесных парках».

Светлана Воронкова