Войти в почту

Рыбаки попались на аукционный крючок. Росрыболовство не оставит выбора

Во Владивостоке состоялся очередной Дальневосточный научный промысловый совет (ДВНПС). Важными вопросами повестки заседания стали подведение итогов лососевой путины 2021 г. и некоторые нюансы законодательства.

Рыбаки попались на аукционный крючок. Росрыболовство не оставит выбора
© Konkurent.ru

Как рассказали представители ВНИРО, в этом году наука прогнозировала вылов 459 тыс. тонн, но рыбаки взяли около 539 тыс. тонн – на 17% больше ожидавшегося объема.

Минувшая путина вошла в тройку наиболее успешных, отметил директор Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Кирилл Колончин.

Лидером по уловам среди регионов остается Камчатка. 440 тыс. тонн – это исторический результат для края в ряду нечетных лет и второй после 2018 г. за весь период наблюдений. Сахалинская область взяла около 56 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Путина в Хабаровском крае принесла около 26 тыс. тонн. Чукотка, Магаданская область и Приморье суммарно добавили к общему результату около 16 тыс. тонн.

Но результат мог быть лучше. На недоловы повлияли как природные условия, так и некоторые организационные моменты, рассказал Кирилл Колончин. Например, нехватка и поздний приход судов на приемку лососей сказались на освоении кеты на Чукотке, горбуши в Магаданской области. Больше всего не хватало приемного флота на северо-востоке Камчатки.

«Здесь недоловили, по нашим расчетам, около 61 тыс. тонн горбуши», – привел цифры руководитель института. Наиболее сложными регионами в плане хода путины традиционно названы Сахалин, Амурская и Магаданская области.

Так, в Магаданской области недоловили 12 тыс. тонн горбуши. Юг Сахалина традиционно остался без рыбы. Рыбопромышленники заявили представителям ВНИРО, что огромное количество рыбопромысловых участков фактически приводит к тому, что рыба перехватывается еще на юге острова и выше она уже не поднимается. Также сахалинцы считают, что необходимо изменить правила рыболовства, регламентирующие длину неводов, уменьшив орудия лова с 3 до 2 км.

Претензии по проведению лососевой путины высказали и экологи. Представитель экологической организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицин заявил, что данные о 80%-ном заполнении рек производителями верны только в отношении небольших рек острова, а в крупные реки лосось на нерест не прошел. В связи с этим представители Сахалина потребовали от руководства ФАР провести отдельное совещание, чтобы внести изменения в стратегию промысла лососей, разработанную для Сахалина.

Но возможно, что не все предприятия доживут до изменения нормативной базы по лососям. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что начата работа по формированию перечня рыболовных участков с точки зрения оптимального расположения. С учетом результатов этого анализа планируется предложить законопроект с критериями конкурсного распределения РЛУ.

Представить такую инициативу, по словам Ильи Шестакова, предполагается в 2023 г., а в 2024 г. провести процедуру. При этом глава Росрыболовства подчеркнул, что к вопросу перераспределения нужно подходить аккуратно, так как есть отдаленные территории и пользователи, которые вкладывались в развитие.

«Сейчас мы анализируем по лососевым участкам, где какие инвестиционные обязательства были выполнены, какие объемы уловов за последние годы, какие инфраструктурные сделаны вещи, насколько расположение этих участков и компаний, которые этими участками владеют, помогает тем поселкам, в которых они находятся», – рассказал Илья Шестаков. Он добавил, что такая работа проводится с регионами. «И вот, проанализировав все это, мы предложим уже для обсуждения структуру, в рамках которой эти участки, где действительно выполняются обязательства, останутся за пользователями. А там, где никаких обязательств не выполняется, они тогда будут перераспределены. Но уже с обязательствами инвестиционными», – уточнил глава ведомства.

Сейчас, по словам руководителя Росрыболовства, лосось добывается в рамках исторического принципа, но стоит задача обеспечить модернизацию рыбохозяйственного комплекса, отметил он. В общем глава ФАР объявил, что вскоре под финансовый аукционный каток попадут и лососевые участки и, видимо, сотни предприятий лишатся своего бизнеса.

Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов на ДВНПС поднял проблематику аукционов по квотам вылова особо ценных объектов. Тема актуальная, так как Росрыболовство планирует пустить на аукционы право на вылов краба, ежей, трубачей и трепанга.

Сахалинские рыбаки против выставления права на добычу ежа на торги. Максим Козлов: «Сейчас по морскому ежу работает 20 предприятий, с объемами квот 200–300 тонн для каждого. В случае проведения аукционов с инвестиционными обязательствами придется выставлять более крупные лоты – такие перераспределения несут в себе риски сокращения числа предприятий. Между тем такие компании дают работу тысяче человек. Кроме того, организации, за которыми сейчас закреплены квоты, уже реализуют инвестиционные программы на южных и северных Курильских островах. Активно инвестируют не только добытчики ежа, но и, например, компании, занимающиеся промыслом гребешка на Северных Курилах».

Приморские рыбаки поддерживают сахалинских коллег, ведь в Приморье работают на промысле ежа градообразующие предприятия. Однако отказываться от планов выставить доли квот ежа на аукционы ФАР пока не собирается. Хотя Илья Шестаков заявил о том, что 24 декабря будет совещание, на котором чиновники готовы выслушать рыбацкий глас.

Коснулись на ДВМПС проблематики приловов и выбросов. Уже два года Росрыболовство не вносит изменения в правила рыболовства, позволяющие российским рыбакам вести специальный промысел камбалы в Беринговом море из-за невозможности оформлять приловы минтая. Проблема возникала, когда пограничное управление Приморского края посчитало, что приловы минтая рыбаки неправильно оформили, нарисовав рыбакам административные правонарушения и штрафы.

Промысел камбалы в Беринговом море очень нестабильный, так как рыба ловится ранней весной и промыслу часто мешают льды. Поэтому этот ценный пищевой объект неодуемый. Добывается камбала донными орудиями лова, значит, прилов предопределен биологически. Рыбаки на прошлом ДВНПС указывали: для того чтобы компании добывали обоснованный наукой объем камбалы в Беринговом море в запретный период для промысла минтая (а камбала только в это время там ловится), им необходимо разрешить регистрировать неизбежный прилов минтая. В противном случае, формально не запрещая промысел камбалы, этот промысел без регистрации прилова квалифицируется пограничной службой как браконьерство.

Есть и еще один момент. Если ловить камбалу, а неизбежный прилов минтая отправлять за борт, то рыбаки уже в разрешенный период промысла минтая выловят повторный объем сверх разрешенного наукой. В итоге промысловый пресс возрастет в два раза, что приведет к снижению численности популяции. Выслушав рыбаков, глава ФАР Илья Шестаков пообещал, что уже в этой редакции правил рыболовства предложенные поправки по разрешению 20% прилова минтая при специализированном промысле камбалы будут отражены и уже этой весной предприятия смогут ловить камбалу в Беринговом море.