Войти в почту

Иск общественников против «лесных парков» в НСО частично удовлетворил суд

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

— В этом законе, который мы обжалуем, отсутствуют нормы, которые обязывают правительство согласовывать свои действия с органами местного самоуправления, с общественностью, с гражданами, с экологическими НКО, эти нормы просто отсутствуют, — напомнил «Прецеденту» позицию общественников Председатель НРОО «Сибирское экологическое содружество» Евгений Митрофанов. — Они есть в федеральном законе, в областной закон почему-то их наш областной законодатель не транслировал.

Напомним, поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях Новосибирской области» были одобрены депутатами законодательного собрания еще 25 февраля 2021 года. Авторы законодательной инициативы предложили ввести новую категорию особо охраняемых природных территорий регионального значения — «лесные парки». По мнению законотворцев, поправки в областной закон об ООПТ позволят запретить вырубку реликтового леса и любые виды застройки в зеленых массивах. Например, в Заельцовском бору.

— Чтобы не лепить в Заельцовском бору всевозможные постройки, чтобы бор не стал территорией, где будут возводиться микрорайоны, вырубаться реликтовый лес. Чтобы парковая зона была сохранена, чтобы наши граждане могли туда приезжать и полноценно отдыхать, вот для этого всего и работала наша рабочая группа, — комментировал идею создания «лесного парка» в бору первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов.

Однако, еще во время обсуждения поправок группа общественников в составе Алексея Носова, Владимира Кириллова и Евгения Митрофанова высказала свои опасения относительно «лесных» поправок. Они обратили внимание на то, что собственники земельных участков, попадающих в ООПТ, будут ограничены в правах, а жители региона лишатся возможности влиять на судьбу той или иной зеленой территории.

Алексей Носов

— С тех пор как это становится землями ООПТ, ее будущность решает только директор заповедника, соответственно, у нас с вами никто спрашивать не будет. Хорошо или плохо, если рядом будут какие-то там этажи возле леса? Это люди должны решать, не чиновник, назначенный другим чиновником, распоряжаться нашей с вами землей, — заявлял Носов.

Кроме того, общественники указывали, что новое понятие «лесные парки» недостаточно тщательно проработано и может давать предпосылки к вольному толкованию буквы закона со стороны правоприменителей. На пробелы в поправках обратил внимание и новосибирский журналист Алексей Мазур, который и сам проживает на границе Заельцовского бора.

— Возникает много вопросов. Что будет с людьми, которые вкраплениями испокон веков там живут? Есть много коттеджных поселков, там тоже люди, которые считают, что они владеют землей. А это владение будет как-то ограничено? Может, запретят строить? Там рождаются дети, появляется желание что-то пристроить и люди вдруг могут выяснить, что они думали, что это их земля, а с ней делать ничего нельзя. И конечно прежде чем принимать эти решения, хорошо бы объяснить людям, что изменится, — высказывался о проблеме Мазур.

Экоактивисты собрали порядка 1000 подписей жителей Заельцовского района, которые просили губернатора Андрея Травникова исключить их дома, дачи и гаражи из территории «лесного парка», создаваемого в Заельцовском бору. Копия этого обращения была направлена и в администрацию президента. 21 апреля этого года общественная организация «Сибирское экологическое содружество» обратилась с иском в Новосибирский областной суд с требованием признать незаконными поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

СУД ВСТАЛ НА СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННИКОВ

25 августа 2021 года иск общественной организация «Сибирское экологическое содружество» был частично удовлетворен.

— Суд вынес решение о признании не действующим изменения в закон НСО «Об особо охраняемых природных территориях Новосибирской области» только в части двух слов. То есть с момента, когда правительство региона принимает решение о создании в будущем ООПТ, то с этого момента на территории приостанавливается строительство и реконструкция — вот эти части суд признал недействующими, — резюмировал итог судебного разбирательства Митрофанов.

Противники поправок остались не вполне удовлетворены решением суда первой инстанции и намерены его обжаловать: да, действовавшие с марта ограничения оказались незаконными, и по существующим разрешениям люди теперь могут завершить строительство. Но по другим правам граждан по-прежнему нет баланса, считает Евгений Митрофанов.

— Мы полагаем, что те нормы закона об ООПТ, которые суд признал недействительными, не до конца снимают все вопросы. Например, само понятие «лесной парк», которое вносит законодатель, оно настолько широко написано, что это совершенно не соответствует федеральному законодательству. Мы полагаем, что и в этой части необходимо признавать региональный закон недействительным. Мы это все в иске указывали, к сожалению суд с нами согласился только в очень маленькой части, и мы будем обжаловать и в апелляционной инстанции, и в кассации, и в надзор, — заверил председатель НРОО «Сибирское экологическое содружество».

Евгений Митрофанов

Общественники надеются, что более активную позицию в вопросе необходимости усовершенствовать «лесные поправки» займет и прокуратура, участвовавшая в судебном процессе, и которая, по словам Евгения Митрофанова, высказалась в целом за отмену февральских поправок в закон.

БУДУТ ЛИ УСЛЫШАНЫ МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ?

Тем временем время министерство сельского хозяйства Новосибирской области проводит инвентаризацию земельных участков, которые впоследствии войдут в территорию «лесного парка» в Заельцовском бору. Там планируют выделить порядка семи функциональных зон, в каждой из которых будет действовать определенный вид разрешенного использования. В одной из них, в противовес первоначально озвученным планам законотворцев, допускается строительство высотой до девяти этажей.

Необходимость создания такого количества зон еще в июне этого года ставил под сомнение общественник Алексей Носов:

— С самого начала обсуждения февральских поправок в закон об ООПТ мы говорили, что в особо охраняемую природную территорию как минимум бессмысленно включать гаражи, дачные участки, частный сектор, санатории, и т.д. Мы предлагали не плодить сущность без нужды, т.е. не создавать эти 7-8-9 зон, а просто исключить те территории, где живут люди, те участки, которые уже подверглись антропогенному воздействию, и оставить на территории ООПТ только лес. Но в июне министр природных ресурсов Даниленко заявил, что внутри заповедника будет все-таки 7 неких зон, в одной из которых будет предусмотрена возможность строительства…

Общественник также задавался вопросом, зачем было выводить эти земли из ведения муниципалитета в ведение области, если по сути ничего не меняется. Например, реконструировать дома и строить на границе леса можно и дальше?

Казалось бы, Правительство Новосибирской области частично услышало просьбы тысячи новосибирцев, поставивших подписи под обращением общественников, и издало новое постановление о создании ООПТ. Согласно ему, предполагаемая площадь особо охраняемой территории уменьшилась с 9 до 5 тысяч га, т.к. из территории ООПТ исключены территории, подвергшиеся антропогенному воздействию. В ООПТ на территории Заельцовского бора не вошли улицы 2-я Ельцовка, 2-я Сухарная, Береговая и Мочищенское шоссе, дачный поселок Мочище и поселок Озерный. Также исключены: Заельцовский парк, «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило», памятник природы областного значения «Дендрологический парк», кладбища в Мочище и «Заельцовское». Но пока решение не выглядит взвешенным — многие улицы с частными и многоквартирными домами, санаториями и т.д. По-прежнему планируется оставить внутри ООПТ, хотя нет ясности, чем эти участки отличаются от тех, которые из ООПТ в августе исключили.

— В новой редакции постановления в территорию будущего Заельцовского ООПТ кладбище уже не входит, хотя под него предполагалось создание отдельной зоны, как нет и зоопарка, под который также должна была быть выделена отдельная зона. Площадь будущего ООПТ вообще сокращена почти вдвое. Получается, от первоначальной логики власти отошли. Возникает вопрос — зачем было принимать поправки в спешке? Может быть, задача была не в том, чтобы охранять природу и не допустить вырубку лесов, а в том, чтобы регулировать застройку? Мы считаем, что необходимо провести комплексное экологическое обследование, понять, что именно планируем охранять, и исключить из будущего ООПТ все территории, которые подверглись антропогенному воздействию, а площадь охраняемого леса, наоборот, увеличить, — продолжает Алексей Носов.

Кроме того, в соответствии с новым постановлением, под запретом все виды рубки деревьев, пилить разрешается только погибшие и поврежденные деревья. Однако 22 августа на территории Мочищенского сельсовета, который по-прежнему входит в территорию будущего ООПТ, обнаружили вырубку здоровых на вид деревьев. В Минприроды ответили, что «рубка лесных насаждений на указанном участке производилась ООО "Гипростройтранс-3" в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.08.2008 № 34/08, проекта освоения лесов лесной декларации от 25.03.2021 № 4/2021. На испрашиваемом участке ООО "Гипростройтранс-3" провело добровольно-выборочную рубку лесных насаждений до 16.08.2021 года».

«Прецедент» продолжит следить за развитием ситуации по созданию ООПТ.