Войти в почту

Рекультивацию мусорных полигонов переложат на их владельцев

Бизнес заинтересован в площадках до тех пор, пока они приносят прибыль. А финансирование рекультивации происходит за счет бюджета, пояснила РБК представитель вице-премьера Марта Галичева. Потом, по ее словам, появляются новые площадки, которые «впоследствии бросаются и опять рекультивируются за счет государства».

Рекультивацию мусорных полигонов переложат на их владельцев
© Донат Сорокин/ТАСС

Если рекультивацию проводить регулярно, пока полигон принимает отходы, серьезным бременем для владельцев это не станет. Такое мнение высказал член экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Маликов.

Сергей Маликов, член экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию: «Когда мы закрываем полигон, который уже непригоден для использования, и тратим нереальное количество бюджетных денег, мы получаем волнения людей. То есть, опять же, социальные взрывы, которые мы еще помним, — огромные количества, особенно в Московской области. Но потраченных денег было, возможно, намного больше, чем нежели это делалось бы системно и постоянно. Изначально наличие полигона и системная рекультивация в ходе его использования не несет огромных расходов для собственников полигона. Касательно повышения цен: тарифы утверждаются не собственниками полигонов. Поэтому, повышения, я считаю, практически не будет».

Бизнес по хранению отходов низкомаржинальный и рекультивацию владельцы полигонов просто не потянут, возражает совладелец компании-оператора полигона «Ядрово» Максим Конопко.

Максим Конопко, совладелец компании-оператора полигона «Ядрово»: «Тарифы регулируются государством. Если в тарифах вносится такая статья расходов, то понятно, что эти деньги можно использовать на рекультивацию. А если их в тарифах нет, то как? Доходность оператора полигона, устанавливаемая государством, в районе 2%. Если еще на него повесить обязанность рекультивировать, наверное, за миллиарды, то кто будет заниматься такой деятельностью?»

Свалка под Волоколамском, которая теперь называется полигон «Ядрово», возникла еще в конце 1970-х годов прошлого века. Она оказалась в центре скандала несколько лет назад, когда местные жители стали жаловаться на удушливый запах, сыпь и рвоту. После серии митингов старую часть полигона решили дегазировать, стоимость работ — 140 млн рублей. В этом году, как ожидается, будет принят проект рекультивации «Ядрово». О какой сумме идет речь, пока неясно. Но, к примеру, на рекультивацию свалки в Челябинске, которая работала с 1949 года, было выделено порядка 5 млрд рублей.

Переложить расходы на рекультивацию на владельцев полигонов, конечно, можно, только проблему это не решит. Комментирует руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша.

Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор»: «Мы можем возложить, конечно, на владельцев полигонов любые расходы. Но этих владельцев практически не найти, потому что очень длинные цепочки. Скажем, одна фирма владеет другой фирмой, третья фирма — еще каким-то кусочком владеет. Очень часто так бывает, что кусок земли, на которой расположен полигон, сдан в аренду какой-то компании, которая его и организовала. А потом эта компания может сделать банкротство, и ее нет. И окажется, что владелец земли виноват. А владелец земли тоже может каким-то образом уклониться, потому что он просто несостоятельный. И получается у нас, что полигон есть, его надо рекультивировать, а хозяев, на которых хочется это возложить, не найти и не привлечь».

В «Деловой России» считают, что оплатить рекультивацию свалок могли бы производители товаров и упаковки, пишет РБК. Они уже платят экологический сбор, согласно механизму расширенной ответственности производителя. Другое дело, что в прошлом году таких сборов было всего на 3 млрд рублей. То есть в лучшем случае этого хватит на рекультивацию одного полигона. А их в России порядка тысячи.