Почему дизельное топливо затопило Арктику? 

Почему дизельное топливо затопило Арктику?
Фото: Инфо 24
Российскую Арктику очень быстро меняет глобальное потепление, но еще быстрее оказалась ТЭЦ-3 в . Более 20 000 тонн дизельного топлива вылилось из ее хранилища в соседние реки и потекло к Карскому морю. Это экологическая катастрофа — и она характеризует работу и промышленного предприятия, и властей. Днем 29 мая очевидец аварии — водитель Андрей Афиногенов рассказал изданию Baza, что проезжал мимо Норильской ТЭЦ-3, когда увидел разлив дизельного топлива. На месте аварии никого из персонала не было — утечку никто, похоже, не замечал бы и дальше, если бы его машина не застряла в провалившемся грунте и не загорелась, в результате чего возник пожар на площади порядка 350 кв. м. Когда точно произошла авария, пока не ясно. Все топливо в хранилище — это примерно 350 железнодорожных цистерн — попало в местный ручей, оттуда — в реки на расстояние более 20 км от места аварии (по данным Росприроднадзора) и в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина, впадающая в Карское море. Даже если в него нефтепродукты не попадут — на их пути выставили заградительные боны, — катастрофа по количеству горючего, попавшего в реки, — федерального масштаба, считает руководитель программы по экологической ответственности бизнеса «WWF России» . По состоянию на 2 июня площадь загрязнения — 180 000 кв. м, сообщила прокуратура . Близлежащие реки — Далдыкан и Амбарная, судя по сообщениям с мест, отравлены полностью, рассказал «Интерфаксу» руководитель красноярской региональной общественной экологической организации «Плотина» . Это крупнейшая экологическая катастрофа в российской Арктике. Восстановление экологии в районе Норильска займет не менее 10 лет, заявила заместитель министра природных ресурсов и экологии . Собирать нефтепродукты в Арктике некуда и нечем — дорог нет, резервуаров нет, сжигать нельзя. Авария может поменять жизнь коренных народов, повлиять на здоровье людей, считает «Greenpeace России». Предотвратить экологическую катастрофу было можно, но местные власти и владелец ТЭЦ-3 пытаются представить дело как форс-мажор. Причина аварии — внезапное проседание опор, прослуживших более 30 лет «без нареканий», сообщил РБК представитель Норильско-Таймырской топливно-энергетической компании. Фундамент просел, объяснял и вице-премьер правительства Красноярского края , имея в виду таяние вечной мерзлоты из-за глобального потепления. Объекты, находящиеся на тающей вечной мерзлоте, требуют усиленного контроля, напоминает координатор «Гринпис Россия» Василий Яблоков: сказать, что все было хорошо, но тут просел грунт, — как-то совсем безответственно. Аномальное потепление в Сибири годами обсуждается экологами и аналитиками.
29 сентября 2019 г. нефтяной стратег Bloomberg Джулиан Ли писал, что фундаменты в регионах вечной мерзлоты России не могут выдерживать нагрузку, как в 1980-е гг., их несущая способность снизилась в 1980–2010 гг. на 20%. Авария наглядно показала, что глобальное потепление — не надуманная угроза, а мерзлота — не вечная, с чем придется считаться уже сегодня. Остановить разлив могли бы технические меры безопасности. Территория, на которой находился резервуар, должна быть со специальной обваловкой, она бы предотвратила попадание топлива в водоемы, объясняет Книжников, но ее или не было, или она была в ненадлежащем состоянии. Катастрофа случилась не по вине глобального потепления — это, напоминает Книжников, вопрос ответственного отношения бизнеса к производственной и экологической безопасности. Тяжесть экологической катастрофы могли бы уменьшить своевременные меры. Но они запоздали, говорит Яблоков, а почему — объяснения разные. Власти реагировали на ситуацию только два дня спустя, 31 мая, сообщил губернатор , а первоначально специалисты заверяли, что опасности загрязнения нет. Реальная картина происшествия стала известна после появления тревожащей информации в социальных сетях, заявил Усс. Министр чрезвычайных ситуаций на совещании подтвердил, что  узнало о произошедшем только 31 мая. Спасатели Морспасслужбы, высококлассные специалисты и оборудование по ликвидации нефтеразливов вылетели на место аварии в ночь с 31 мая на 1 июня, говорит Книжников. Безусловно, если бы  раскрыл информацию ранее, возможно было бы раньше направить спасателей и результат был бы не таким трагическим, считает эколог. Норильско-Таймырская энергетическая компания (принадлежит «Норникелю») уверяет, что информацию об аварии не скрывала и передавала в  29 мая, а краевой передавал сообщения об аварии и разлитии дизельного топлива 30 мая. Кто прав — без Путина не выяснить, и президент поручил соответствующим органам установить истину.
Эффективного экологического контроля в России нет — и кто в случае чего своевременно и без утайки оповестит о катастрофе? Чиновники — люди зависимые и ждут команды сверху в ситуации, когда каждый час на вес золота, сетует Яблоков. Ущерб от разлива Greenpeace оценивает минимум в 10,2 млрд руб. — и это только для водных объектов (рекультивация).
Видео дня. Мужчина застрял в мусоропроводе, спасая паспорт
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео