Войти в почту

Эксперты не видят риска роста свалок из-за узаконивания мусорных полигонов без лицензий

МОСКВА, 17 декабря. /Корр. ТАСС Александра Рыжкова/. Планируемые поправки к 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые позволят до 2023 года использовать работающие, но не получившие лицензии мусорные полигоны, если на это есть разрешение Минприроды РФ, не приведут к росту числа нелегальных свалок. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты. Вызвавшие резонанс поправки касаются официальных объектов для захоронения отходов и не затрагивают нелегальные навалы мусора, например, в лесах и оврагах. На данный момент поправки приняты во втором чтении. Изменения гласят, что после одобрения Минприроды РФ полигоны без лицензий будут вносить в специальный перечень и в региональную схему обращения с мусором, и в этом случае они смогут принимать отходы I-IV классов опасности. В Общероссийском народном фронте (ОНФ) опасаются, что эти поправки также сделают легальной работу крупнейших незаконных навалов отходов. "Я вносил поправки. Никакой "амнистии" незаконных свалок нет и не будет. Для того, чтобы быть включенным в перечень, он [нелицензированный полигон] должен быть согласован Министерством природы РФ Свалку в лесу ведомство не согласует", - заявил ТАСС председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его словам, некоторые регионы РФ не успели к началу 2019 года узаконить все свои полигоны, поэтому с 1 января им придется везти мусор на легальные, но зачастую расположенные далеко свалки, из-за чего стоимость утилизации отходов для жителей вырастет. Бурматов проиллюстрировал свои слова примером Магаданской области, где лицензированная свалка находится в 600 км от населенных пунктов. Стоимость транспортировки туда мусора включили в тариф для населения, и он вырос в 53 раза. Чтобы цены не росли По словам Бурматова, легализация до 2023 года полигонов, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), позволит смягчить скачки цен на вывоз мусора и даст регионам время выстроить систему его сбора и переработки. Гарантом рационального подхода к легализации свалок должен стать порядок включения в новый перечень Минприроды РФ - этот подзаконный акт ведомству предстоит разработать. Советник губернатора Подмосковья в ранге министра Александр Коган считает, что документ будет учитывать необходимые природоохранные мероприятия, поэтому оснований сомневаться в этой статье поправок к 89-ФЗ у него нет. "Если подойти к вопросу принципиально, то можно спокойно закрывать большую часть полигонов твердых коммунальных отходов, тогда некуда будут возить отходы. Рубить с плеча не стоит, нужно дождаться [решений] Минприроды России", - сказал Коган ТАСС. По мнению члена общественно-делового совета по нацпроекту "Экология" при правительстве РФ Рашида Исмаилова, если "легализация" свалок нужна для смягчения перехода на новую систему обращения с мусором, то "она должна быть крайне жесткой". "Иначе мы опять будет вынуждены тратить огромные бюджетные средства на ликвидацию накопленного экологического ущерба", - сказал он ТАСС. Заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды "Экология" Александр Соловьянов считает, что решение использовать неузаконенные полигоны - временная мера, которая может только ухудшить экологическую ситуацию в регионах. Стресс для формирующегося рынка Второе новшество поправок к 29 статье, принятых во втором чтении, - механизм отсрочки перехода на новую систему обращения с мусором. Законопроект позволяет субъекту РФ отложить реформу до 1 января 2020 года, если ни выбранный региональный оператор, ни оператор из соседнего субъекта, ни муниципальное предприятие (в такой очередности) по какой-то причине не смогли взять на себя обязательства регионального оператора в каком-то кластере. Этот пункт создает риск для новых инвесторов отрасли и может привести к пробуксовке реформы, решили эксперты. "Поправки … минимизируют последствия в случае расторжения региональным оператором государственного контракта либо отказ от исполнения в одностороннем порядке. Но надо обратить внимание, что это может быть еще и лазейка для недобросовестных региональных операторов", - сказал Коган. Он отметил, что сомнительные случаи разрыва контрактов предстоит расследовать Росприроднадзору. Руководитель ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна" Руслан Губайдуллин счел, что отдельные регионы могут умышленно использовать механизм отсрочки реформы. "В том виде, в котором сейчас в законопроекте предусмотрены особенности запуска реформы в остальных регионах, они приведут к непоправимым последствиям как для экологии страны, так и для уже выбранных региональных операторов. … Появляется возможность превышения в регионах должностных полномочий по лишению организаций статуса регионального оператора в целях препятствования созданию условий для функционирования отрасли", - заявил он ТАСС. Исмаилов отметил, что изменение правил "мусорной реформы" прямо перед ее стартом в январе 2019 года - стресс для рынка. "Но об отмене реформы речь не идет. Законодатель смягчает негативные последствия, прежде всего социально-экономического характера", - сказал он. Отсрочек больше не будет Губайдуллин напомнил, что "мусорную реформу" в России планировали запустить в 2017 году, но из-за неготовности регионов отложили ее до 2019 года. "Два года прошли, а ряд субъектов снова не готовы. Вне зависимости от количества переносов сроков начала полномасштабной реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами отдельные регионы все равно будут не готовы", - сказал он. В пресс-службе Минприроды ТАСС заверили, что новых переносов не будет, и реформа стартует с 1 января 2019 года. "Поправки, как и анонсировалось ранее, вносятся для гибкого вхождения в реформу в наиболее сложных территориях и для ограничения роста тарифа. Реформа стартует 1 января 2019 года, никто не переносит сроки, но есть право воспользоваться особым переходным периодом", - заявил собеседник агентства.