Войти в почту

Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»

Мусоросжигающий завод из Алтуфьева планируют перевести во Владимирскую область. Всего же столица поставляет на подобные заводы и полигоны ТБО в Москве и области 7,9 млн тонн мусора в год. На кругом столе в редакции «ВМ» эксперты пытались выяснить, что происходит с бытовыми отходами мегаполиса, кому они приносят деньги и как надо развивать эту отрасль экономики. Столица ежедневно генерирует сотни тысяч кубометров отходов. Они распределяются по классам: с 5-го по 1-й, самый экологически опасный. Как правило, к 1-му классу относят производственные отходы, которые могут содержать цинк, свинец, ртуть, соли тяжелых металлов, едкие кислоты. Соответственно, их должны вывозить специальные перевозчики в герметичных контейнерах. Но сейчас речь не о них, а о твердых бытовых отходах (ТБО), которые ежедневно оставляют возле домов — на контейнерных площадках и в мусоропроводах — жители столицы. Бумага и картон, стекло и керамика, пластик в виде бутылок, пакетов, упаковок, алюминиевые банки, кожаные изделия и мелкий бытовой мусор. По федеральному закону все это должно быть отсортировано либо самими жильцами, либо рабочими организаций, занимающихся вторичной переработкой. Происходит ли такое на практике? — В некоторых округах Москвы введен раздельный сбор отходов, хотя привычки и ментальность людей не меняются, — заявил на круглом столе в редакции «ВМ» вице-президент отраслевой организации «Союзресурс» Александр Никольский. — Смысл раздельного сбора в том, чтобы помочь вывозящей компании отсортировывать большее число отходов. Мы выяснили, что полезные фракции в уже разделенном гражданами мусоре — от 10 до 90 процентов. Но его все равно сортировать легче, чем предварительно неразделенные отходы. Дело не только в том, как реализован процесс, но и в наших бытовых привычках. Вопросы Для этой отрасли городской экономики характерен ряд проблем. Прежде всего высокая стоимость вывоза: от 1 до 3 тысяч рублей за тонну. — Правительство Москвы сделало правильный шаг, заключив длительные, на 15 лет, контракты, — полагает Никольский. — У компаний появилась возможность проводить длительные мероприятия, направленные на снижение издержек. Они могут рассчитывать финансовые потоки и понимать, что можно сделать для снижения тарифа. МНЕНИЕ Директора центраа экологических инициатив, Владимира Кузнецова Перевозчикам не выгодна сортировка мусора На уровне России сферу избавления от отходов контролирует Минстрой. И еще 15 федеральных ведомств в той или иной степени, включая Природоохранную прокуратуру и Росгидромет. Но всем этим организациям не хватает людей, а также технических средств точечного контроля. А также в перечень оценки воздуха не входят некоторые вещества, которые оказывают канцерогенное действие, вызывают накопление тех же диоксинов. В Москве этим занимаются два департамента: Департамент природопользования и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города. Впрочем, Департамент ЖКХ и благоустройства занимается мусором не с точки зрения экологии или санитарии, а исключительно с хозяйственной. Этот департамент выделяет на сферу мусора 90 процентов средств. То есть он выделяет бюджетные средства компаниям-операторам, а также на другие проекты в этой сфере, включая рекультивацию свалок. Что касается раздельного сбора и вторичной переработки отходов, то столица называет ответственными за задержку «зеленых» технологий федеральные органы и Московскую область. Это понятно: федералы не прописали нормального закона, а Московская область разом закрыла почти все свои полигоны ТБО — вывозить и закапывать стало практически некуда. Есть столичный закон «Об отходах производства и потребления», а также Кодекс административных правонарушений (КоАП) Москвы, где прописан обязательный раздельный сбор отходов. И еще закон «О благоустройстве». Если операторы не собирают отходы раздельно — штраф до 350 тысяч рублей. Есть ряд постановлений правительства Москвы, причем они во многом противоречат друг другу. А в регламентах УК и компаний-операторов нет ни слова о раздельном сборе отходов. Его для них не существует. Вот и получается, что мусоровоз вываливает на полигон аккумуляторы со свинцом и ртутные энергосберегающие лампы наряду с прочими отходами. А отвечать некому, ответственность не прописана, у этого мусора нет первого собственника, который и нарушил экологические правила. В Европе всегда найдется гражданин или запись видеокамеры, которая покажет, кто выкинул опасный предмет. Его найдут и оштрафуют. У нас же нет ни мер, ни нормативов, ни сроков написания документов. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»
© Вечерняя Москва