Войти в почту

Влага и порода: что портит качество амурского угля?

Копаться в вагоне?

Влага и порода: что портит качество амурского угля?
© 2x2.su

Частая проблема с качеством топлива - масса породы в угле, которая не горит. Последствия те же - вынужденный перерасход угля, а если резерв быстро не появится - похолодание в домах. Да, в договорах на поставку прописано «содержание породы не более определённого процента», но как это отследить: копаться в каждом прибывшем вагоне? А в топку-то по холодам в сутки летит 1000 тонн! И сколько там породы, видно уже в процессе. И как выставлять угольщикам претензии? Порода попадает не по злому умыслу, а в зависимости от конкретного разреза. Да и пойди докажи, что у тебя породы больше положенного, если некогда заниматься сортировкой.

Как проверяют качество топлива? По данным министра ЖКХ Приамурья Алексея Тарасова, этим занимается созданная в 2020 г. спецгруппа в составе представителей ведомства, глав администраций и руководства котельных. За год взяли 38 проб топлива, нарушений - единицы.

Со спецгруппой гладко на бумаге, а на практике? - продолжает В. Плюхин. - Скажем, состав с углём пришёл ночью - и под разгрузку. Соберётся ли комиссия ночью? Но и не в этом дело. По договору на поставку должна быть аккредитованная лаборатория, а ближайшая только в Хабаровске, и очередь там на пару недель. Думаете, наш состав стоит, ждёт?

На качество топлива влияет и растущий российский экспорт, а своим регионам - что остаётся. Причём прошлой зимой тонна с доставкой стоила 2500 рублей, сейчас выросла вдвое, а кое-где и вчетверо.

Цена угля и доставка - это в среднем 30% всех затрат теплоснабжающих компаний, - отмечает А. Тарасов. - Расчёт за топливо - за счёт оплаты ЖКУ, а также субсидий из областного бюджета при непредвиденном подорожании угля. Но население копит долги - уже более трёх млрд рублей, что не даёт закупать большие партии высококалорийного угля в других регионах: отгрузка только по стопроцентной предоплате.

Своего-то угля в Приамурье много, и именно им в основном отапливают регион, но наши бурые угли преимущественно обводнённые, высокозольные, с меньшей теплотой сгорания, чем каменные. А жечь топливо высокой влажности имеет смысл только на месте добычи и на спецоборудовании. И если уж мы собрались и дальше пользоваться своим углём, нужна, во-первых, модернизация котельного оборудования; во-вторых, повышение квалификации персонала, чтобы не было, как в Тынде этой зимой.

Кстати, ещё в 2007 г. областные власти заикались о полном переходе амурских котельных на местный уголь, чтобы не зависеть от поставок из других регионов. Но все котельные на севере Приамурья, уже 30 лет работающие исключительно на якутском угле (на другой оборудование просто не рассчитано), пришлось бы полностью переоборудовать, а это куча времени и огромные деньги - в том числе за счёт населения.

Между тем

По данным экспертов сибирского энергетического института СО РАН, бурые угли Приамурья хороши в поддержку крупных энергоёмких проектов - по прогнозам до 2030 г. потребность в угле на электростанциях возрастёт максимум в 8,6 раза.

А ещё амурские учёные в 2018 г. сообщали, что в бурых углях есть золото и другие редкоземельные элементы. Даже предлагали технологию извлечения. Но этим в регионе так и не занялись.

Уголь идёт с разрезов:

Амурской области - 62% Якутии - 20% Красноярского края - 15% Забайкалья - 3%