Войти в почту

Художник Иншаков: услышать "Осеннюю симфонию" в 30 полотнах

В галерее "Дом ART" открылась выставка заслуженного работника культуры Татарстана

Художник Иншаков: услышать "Осеннюю симфонию" в 30 полотнах
© Реальное время

В галерее "Дом ART" открылась персональная выставка "Осенняя симфония" заслуженного работника культуры Татарстана Александра Иншакова. Написанные за последние годы 30 работ мастера объединены одной темой — не осенней грустью и увяданием природы, но торжеством красоты, которой богат окружающий мир. Какой конец предрекали будущему директору художественной школы, что приснилось деревне Кырлай и зачем художнику цветы — в репортаже "Реального времени".

Как художник "играет" гаммы

Художник сам отметил на открытии экспозиции, что осень — его любимое время года. Она у него в букетах цветов так любимых им, в тонких просветах между деревьями, в березах, которые у него за окном мастерской, но которые он переселяет то на берег реки, то видит одиноко стоящими в поле. "Что лето? Одна зелень кондовая. Разве что утром или вечером можно поймать интересные моменты", — отозвался Александр Иншаков о прошедшем времени года.

Другое дело, цветы… Их художник собирает повсюду и несет домой, чтобы скорее писать — век их не долог, нужно успеть перенести на холст всю прелесть и свежесть хрупких созданий.

— Вы бы видели, как он с дачи возвращается! Весь сумками-корзинками обвешан, но в руках обязательно держит букет цветов, — сообщила одна из посетительниц галереи.

Как рассказала "Реальному времени" сотрудник галереи Ирина Стекольщикова, художник считает натюрморты с цветами своим обязательным упражнением. Они нужны ему, как гаммы музыканту — ежедневная тренировка держит мастера в тонусе, позволяя быть точным, прозорливым и чувствительным к нюансам света и тени, настроения модели, переменчивости погоды…

Как рассказала "Реальному времени" сотрудник галереи Ирина Стекольщикова, художник считает натюрморты с цветами своим обязательным упражнением

Мешки и фанера — все в дело

Александра Иншакова по праву называют виртуозом масляной техники живописи и мастером камерного городского пейзажа. Однако стоит добавить, что не только городского. Конечно, удивительно точно выхвачено "Утро на Булаке" в ранний час, когда еще дымка покрывает берега протоки и ее мосты. Но не менее чувственна "Осень под Альметьевском" с полями, на которых "гуляют" комбайны, угадываются нефтяные качалки. Кстати, эту картину художник наблюдал в окно автобуса, а потом, приехав домой в Казань, перенес ее на холст. Совсем другой отражена "Осень в Прислонихе" — малой родине автора гениального полотна "Фашист пролетел" Аркадия Пластова. Сюда, в Ульяновскую область, теперь съезжаются многие российские художники на пленэр.

Стоит отметить, что Иншаков большой любитель экспериментировать с фактурой. Его картины написаны маслом не только на привычном холсте. Натюрморт "Рябина и яблоки" выполнен на листе ДВП, видна неровная зернистая структура, что только придает интересный объем картине. На обыкновенной мешковине художник написал "Белые розы", а "Осенний букет" — на куске фанеры.

Как страшное пророчество не сбылось

Стать профессиональным художником Иншакову помогло упрямство. Он родился в послевоенный 1947 год — про это поколение говорят не ждите легкости решений и простых судеб. Художник вспоминал, что когда пришел к завучу после восьмого класса забрать документы для поступления в Казанское художественное училище, она как отрезала: "Не дам! Сопьешься, как все художники, и умрешь под забором!". Забегая вперед, Иншаков с улыбкой вспомнил, что эту учительницу пригласил на свою выставку в честь 50-летия. Она, забыв, что пророчила ему ужасную смерть, рассказывала гостям, какие чудесные стенгазеты тот рисовал в школе.

"Мой товарищ поступил туда, но ему было скучно одному на занятия ходить. Вот он меня и подбил. Сам, кстати, не доучился, а я закончил", — заметил художник

Правда, и в художественное училище Иншаков поступил не сразу.

— Отец, фронтовик, надел все свои медали и отправился к директору тоже, к слову сказать, фронтовику. Меня взяли, но вольнослушателем. Директор сказал: закончишь семестр с двойками — выгоним. Я получил четверки и меня зачислили, — рассказал в день открытия виновник торжества.

"Художником стал за компанию"

До училища художник закончил художественную школу №2, которую после возглавлял 28 лет. Кстати, Александр Иншаков признался, что и в художку-то пошел только за компанию: "Мой товарищ поступил туда, но ему было скучно одному на занятия ходить. Вот он меня и подбил. Сам, кстати, не доучился, а я закончил", — заметил художник.

О нем с теплотой отзываются ученики, пришедшие поздравить мастера с открытием выставки:

— Я живу в Балтасях и всегда, приезжая в Казань, наведываюсь в мастерскую к Александру Федоровичу. Я прихожу к нему вдохновляться. Он все так мягко расскажет, наставит, покажет, как и что делать — его уроки оседают в душе надолго. От его находок и колористических решений не оторвать глаз, — рассказал Тахир Ильясов, чья выставка тоже скоро откроется в "Дом ART".

Выставка продлится до 20 ноября

Какого цвета сны Кырлая

На просьбу дать совет юным художникам Иншаков загрустил: "Не вижу я перспектив в профессии. Да, и из моего выпуска профессионалами стали два-три человека, остальные ушли в смежные специальности. Да и прожить продажами картин, во всяком случае здесь в Татарстане, практически невозможно. Нужно еще где-то работать".

Мастер вспоминал, как и сам писал урывками, будучи директором художественной школы. "Я тогда на акварель перешел. Она не пахнет так, как масло, легко убрать быстро". При этом, по словам художника, в нашей республике акварель особо не ценится, покупают в основном масло. В районах Татарстана, например, вообще ничего не покупают, хотя встречают столичного мастера всегда тепло и радушно.

Ближайшие планы Александра Иншакова — создание серии картин, посвященных Габдулле Тукаю, его творчеству. Цикл будет называться "Белые сны Кырлая". На новой экспозиции представлены две первые работы — "Кырлай" и "Осень в Кырлае".

Выставка продлится до 20 ноября.

1/25Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов