Войти в почту

Глава НАО предложил законодательно закрепить работу регионов по спасению на Севморпути

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 июня. /ТАСС/. Губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный на сессии "Арктические регионы: диалог о комплексной безопасности" в ходе Петербургского международного экономического форума предложил законодательно закрепить, как регионы, находящиеся вдоль Северного морского пути, должны проводить спасательные операции по маршруту. Он добавил, что для этого необходимо выделение средств на федеральном уровне.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана и обслуживает порты Арктики и речных портов Сибири. Спасением и эвакуацией людей с судов, находящихся в открытом море, в НАО занимаются поисково-спасательная служба, экипажи гражданской авиации АО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" и сотрудники отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи Ненецкой окружной больницы. Нарьян-Мар, куда доставляют спасенных, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.

"Исторически сложилось, что мы спасаем, но на самом деле мы, собственно, не завязаны на этом морском пути. Либо Дудинка должна спасать, либо западнее. Но мы ближе всего, и мы прекрасно понимаем, что мы живем в одной стране, и вне зависимости от того, какое судно идет, чьей принадлежности, все равно мы будем спасать. Но вопрос о том, как закрепить это юридически, и не просто юридически. Не хотелось бы быть меркантильным, но и финансово, потому что спасение - это довольно дорогостоящая история, и мои коллеги с этим согласятся, потому что все сталкиваются с инцидентами", - сказал Бездудный.

Протяженность арктического побережья округа около тысячи километров. Губернатор акцентировал внимание, что нужны специальные спасательные вертолеты с системой аварийного приводнения, тепловизорами и другим оборудованием. "Мы понимаем, что на Северном морском пути чаще всего даже не наши местные жители. Но это жители нашей России, моряки! И мы обязаны прийти им на помощь 24 на 7, 365 дней в году, - сказал глава НАО журналистам. - И мы рассчитываем на поддержку федерального центра в части оснащения нашего региона специальными вертолетами".

Взаимодействие ведомств

Как отметил в ходе сессии министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Алексей Чекунков, одной из проблем при работе по предотвращению и ликвидации ЧС является разобщенность полномочий между разными ведомствами. "Когда что-то происходит, в сознании обычного человека МЧС должно приехать и все вопросы решить. А на самом деле там должно быть пять-семь смежников: есть авиалесоохрана, морспасслужба, Росгидромет, регион, естественно, военные, Росрезерв. Я помню, когда Владивосток замерз, нам приходилось щипцами вскрывать склады Росрезерва, не могли найти ответственного чиновника физически, где были дизельные генераторы. Которые одновременно МЧС на Ил-76 из Москвы доставлял", - привел пример министр.

Чекунков пояснил, что для развития Севморпути вносятся изменения в стратегию развития Арктической зоны РФ по обеспечению безопасности и спасению по маршруту. "100 млрд долларов в год страна должна зарабатывать на Северном морском пути, - пояснил он. - [Что произойдет], если мы не создадим достаточную аварийно-спасательную систему, если мы не готовы будем быстро отреагировать на любую ЧС?"

Также национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока будет дополнена разделом о защите и предупреждении чрезвычайных ситуаций.

Работа с крупными предприятиями в АЗРФ

Среди участников процессов обеспечения безопасности в Арктике также и крупные предприятия. Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК Норильский никель" Андрей Грачев обратил внимание на необходимость четкого взаимодействия различных служб при ликвидации ЧС. "МЧС, морская спасательная служба, наши коллеги-спасатели из компании. Благодаря им удалось за короткий срок собрать 25 тыс. куб. м топливно-водной жидкости, нефтепродуктов и зачистить берега площадью около 35 тыс. кв. м", - привел он в качестве примера аварию в Норильске, где в мае 2020 года один из топливных резервуаров на Норильской ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании разрушился, вылилось 20 тыс. т нефтепродуктов.

Грачев рассказал, что сейчас в единый диспетчерский пункт стекаются все данные мониторинга зданий и сооружений. "В настоящее время под нашим контролем в Норильске находятся 165 зданий, а у Норильской топливно-энергетической компании на 55 объектов будут поставлены датчики в следующем году, и пять хвостохранилищ тоже будут оборудованы такими датчиками", - пояснил он.

По словам Грачева, в работе по предупреждению ЧС необходим комплексный научный подход. "За последние два года у нас прошли две большие экспедиции с участием Сибирского отделения академии наук, которым, в том числе, ставилась задача изучения многолетних мерзлых грунтов, потому что одна из справедливых версий того, что произошло, это как раз проседание опор под известным резервуаром", - добавил Грачев. Были задействованы десятки ученых из 30 научно-исследовательских институтов.

О форуме

Петербургский международный экономический форум, организованный фондом "Росконгресс", проходит с 15 по 18 июня. Тема форума в этом году: "Новый мир - новые возможности". В рамках мероприятия также запланированы форумы МСП, креативного бизнеса, "Лекарственная безопасность", "ПМЭФ Юниор" и SPIEF Sport Week. ТАСС выступает фотохост-агентством и информационным партнером мероприятия.