Войти в почту

Балтийский «зеленый» водород ФРГ не обойдется без российского газа

Немецкие водородные и СПГ-проекты будут развиваться сообща, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Балтийский «зеленый» водород ФРГ не обойдется без российского газа
© ФБА "Экономика сегодня"

Немцы делают ставку на СПГ и водород

Немецкая компания Uniper – партнер «Газпрома» по «Северному потоку – 2», объявила о планах создать терминал по импорту водорода в районе города Бремерхафен (часть вольного города Бремен) на побережье Северного моря.

Изначально Uniper планировал построить там плавучий СПГ-терминал. Другой энергетический гигант ФРГ – компания RWE, изучает возможность по импорту водорода через запланированный СПГ-терминал в районе Гамбурга – втором по величине городе страны.

Немцы запланировали построить на побережье Северного моря три терминала по приему СПГ, объемом в 30 млн тонн сырья в год, но теперь они рассуждают об использовании данных мощностей для такого перспективного топлива, как водород.

СПГ в ЕС и ФРГ называют переходным топливом, лучшим по экологическим характеристикам, чем дизель и другие нефтепродукты, но его нельзя назвать сырьем с нулевым уровнем выбросов, которым является только «зеленый» водород.

Однако для производства «зеленого» водорода надо использовать возобновляемые источники энергии (ВИЭ), т. е. ветряки и солнечные батареи.

«Промышленное производство в мире есть, но преимущественно это сырье используется не в энергетических целях. Что касается ФРГ, то в июле 2020 года Берлин утвердил стратегию развития национальной энергетики до 2050 года, содержащую амбициозные цели и планы по дальнейшему развитию водорода», - констатирует Белогорьев.

Основным источником «зеленого» водорода там названы ВИЭ, и в первую очередь неплохо развитое в ФРГ ветровое направление. Компания Siemens является мировым лидером по ветровым технологиям и экспортирует их в другие страны.

«Немцы планируют установить ветряки в Балтийском море, где энергия воды будет производить «зеленый» водород», - заключает Белогорьев.

Проекты Uniper и RWE неудивительны, все энергетические компании ФРГ нацелены на рынок водорода. Правительство Германии выделило из государственных фондов порядка 8 млрд евро на стимулирования водородной энергетики.

«Водород стал трендом немецкой энергетики. Логично, что водородные проекты хотят реализовать вместе с СПГ-терминалом. Здесь есть инфраструктурная взаимосвязь, а водород рассматривается в ЕС и ФРГ как постепенная замена газа. К 2030 году в Германии предполагают, что потребление газа в стране благодаря водороду сократится не менее, чем на 10%», - резюмирует Белогорьев.

С помощью водорода в ФРГ рассчитывают сократить потребление газа, из-за чего СПГ и водород развиваются в стране параллельно.

Водород и газ будут идти плечо к плечу

Профессор международной энергетики из Sciences Po Тьерри Брос заметил, что в ближайшие годы не хватит ВИЭ для производства нужных объемов «зеленого водорода», поэтому невозможен полный отказ от ископаемого топлива.

Данный фактор сделает СПГ крайне востребованным топливом, способным снизить объемы выбросов CO2 в атмосферу. Энергетика ЕС будет строиться на основе различных моделей взаимодействия между СПГ и «зеленым» водородом.

Конкуренция СПГ и водорода, как считает Брюс, вряд ли возможна, а вот часть трубопроводного газа новое сырье вытеснит. Забавно, но это заявление сделано в период, когда Евросоюз вопит о недостаточных объемах поставок «Газпрома».

«Дискуссия по водородным мощностям активно ведется в Европе. Российские эксперты – и не только, настаивают, что мощностей ВИЭ для создания нужных объемов «зеленого» водорода не хватит. На этом базируется позиция «Газпрома», предлагающего дополнительно к «зеленому» водороду организовать производство «голубого» аналога», - констатирует Белогорьев.

«Голубой» водород будет производиться с помощью природного газа, а выбросы CO2 захораниваться в подземные хранилища.

«Существует вариант с «бирюзовым» водородом, при производстве которого из метана не выделяется CO2. Однако предложения «Газпрома» по «бирюзовому» водороду не находят должного понимания в Евросоюзе», - заключает Белогорьев.

Даже если производить водород путем пиролиза метана, выбросы CO2 сохранятся на этапе его добычи и транспортировки в России. Углеродный след у такого топлива все равно остается, в результате чего углеродной нейтральности достигнуть не получится.

«Пока все это проекты, поэтому разные типы водорода будут долгое время сосуществовать с газом», - резюмирует Белогорьев.

Европейские Green New Deal и углеродный налог являются проектами, направленными на сохранение экономического доминирования ЕС в мире. За счет этого в Брюсселе хотят ограничить рост развитых стран, и данная цель почти не скрывается.

Только одно дело – планы, а другое дело – реальность. ЕС не заставит остальной мир соблюдать свои правила, а вторым моментом является экономическая перспективность водорода как топлива, нет гарантии, что он является оптимальным для энергоперехода.

«Коронакризис» разогнал водородные проекты, но истерия может сойти, а амбициозная программа быть нереализованной.