Войти в почту

Взорвался газ — 32 года с момента самой жуткой железнодорожной трагедии СССР

В далеком 1989 году 3 июня на перегоне Челябинск — Уфа при прохождении встречных поездов Новосибирск — Адлер, Адлер — Новосибирск произошел взрыв, унесший жизни более 500 человек.

Взорвался газ — 32 года с момента самой жуткой железнодорожной трагедии СССР
© НДН.Инфо

Ровно 32 года назад произошла самая страшная железнодорожная катастрофа в истории СССР. Недалеко от башкирского города Аша из-за трещины в газопроводе под рельсовыми путями произошел мощнейший взрыв, в результате которого полностью сгорели два новосибирских поезда. По официальным данным погибли 575 человек, пострадали более тысячи.

В нескольких словах трагедию можно описать так: на трубе продуктопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась щель. Газ скопился в низине, в месте, где проходила железная дорога. В момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный взрыв, вспыхнул гигантский пожар.

Специалисты впоследствии рассказывали, что возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна поезда. А люди, узревшие кошмар воочию, вспоминали, что мощность взрыва была сравнима с взрывом атомной бомбы. Зарево видели за сотню километров. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, из них семь полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.

Врачи, приехавшие спасать выживших, в своих мемуарах писали, что подобного не видели никогда – к каретам скорой помощи выводили детей «они шли, как летучие мыши, расставив руки, с которых свисали лоскуты кожи».

С рассветом медики поднялись на насыпь вблизи железной дороги и увидели развороченные вагоны и множество обгоревших трупов. Из-за чрезвычайно высокой температуры тела были похожи на угли.

Но самое страшное было впереди, когда спасателям, врачам пришлось объяснять детям, где их родители, и почему они не могут быть сейчас с ними.

В день трагедии в Новосибирске должен был пройти праздник — День города, но вместо этого был объявлен траур. Всесоюзный траур по погибшим был объявлен только через день.

Виновными в трагедии были признаны инженеры, занимавшиеся трубопроводом, их начальство. Все получили не более двух лет. А впоследствии и вовсе были амнистированы. И это неспроста. Тогдашнее вышестоящее начальство сделало все возможное, чтобы не раздувать скандал вокруг этой катастрофы.