Войти в почту

Уровень моря повышается быстрее всего в больших городах – вот почему

Хорошо известно, что повышение уровня моря, вызванное климатом, представляет собой серьезную угрозу. Менее известно об угрозе затопления земли. А во многих наиболее густонаселенных прибрежных районах суша опускается даже быстрее, чем поднимается уровень моря.

Некоторые части Токио, например, затонули на 4 метра в течение 20-го века, а в Шанхае, Бангкоке и Новом Орлеане сообщалось о 2 метрах или более. Этот процесс известен как проседание. Медленное оседание происходит естественным образом в дельтах рек, и оно может быть ускорено за счет добычи грунтовых вод, нефти или газа, что приводит к консолидации почвы и снижению высоты поверхности.

Фото: https://xn--c1ad0aen6a.xn--p1ai/

Оседание приводит к относительному повышению уровня моря (повышение уровня моря плюс опускание суши). Это делает пахотные земли засоленными, повреждает здания, вызывает масштабные наводнения и даже может означать потерю целых прибрежных территорий. Оседание земли может угрожать затоплением низколежащих прибрежных районов гораздо больше, чем повышение уровня моря, однако ученые только начинают осознавать глобальные последствия этой угрозы для прибрежных городов.

Фактически, в то время как средняя прибрежная территория испытывает относительный подъем уровня моря менее чем на 3 мм в год, средний житель побережья испытывает подъем примерно на 8-10 мм в год. Это связано с тем, что так много людей живет в дельтах, особенно в городах в дельтах, которые оседают. Это ключевой вывод нового исследования, в котором ученые проанализировали, насколько быстро опускаются города по всему миру, и сравнили их с данными глобального оседания, включая менее густонаселенные береговые линии.

Вывод исследования отражает то, что люди часто предпочитают жить в дельтах рек, поймах рек и других областях, которые уже были подвержены опусканию, и тем самым еще больше усилят опускание. В частности, в прибрежных городах оседающих городов проживает более 150 миллионов человек – это примерно 20% людей в мире, которые живут у моря. Это означает, что относительное повышение уровня моря будет иметь более внезапные и более серьезные последствия, чем первоначально предполагали ученые. Вот несколько наиболее пострадавших городов:

Джакарта

Столица Индонезии Джакарта, где проживает 10 миллионов человек, построена на низменности рядом с морем. Добыча подземных вод привела к тому, что город опустился более чем на три метра с 1947 по 2010 год, и большая часть города все еще опускается на 10 см или более каждый год. Оседание не происходит равномерно, что приводит к неравномерным рискам, затрудняющим городское планирование. Здания затоплены, в заброшенной инфраструктуре появляются трещины.

Фото: https://vokrugsveta.ua/

Джакарта построила более высокие морские стены, чтобы не отставать от оседания. Но поскольку откачка грунтовых вод продолжается, эта политика ремонта может длиться лишь до тех пор, пока не возникнут те же проблемы. И городу необходимо продолжать откачку, поскольку грунтовые воды используются для питья. Взятие воды, как раз то, что нужно людям для выживания, но в конечном итоге подвергает людей риску затопления.

Битва против проседания постепенно проигрывается: в 2019 году правительство предложило перенести столицу в специально построенный город на острове Борнео на расстоянии более 1000 км, причем проседание является одной из многих причин.

Шанхай

Быстро развивавшийся в последние несколько десятилетий и с населением 26 миллионов человек Шанхай стал еще одним грузом. В городе максимальная скорость проседания составляет около 2,5 см в год. Опять же, это в основном вызвано понижением уровня грунтовых вод, в данном случае благодаря дренажу для строительства небоскребов, линий метро и дорог (например, линия метро 1, построенная в 1990-х годах, вызвала быстрое проседание). Если не будет построена дополнительная защита, к 2100 году такая скорость оседания и подъем уровня моря означают, что штормовой нагон может затопить около 15% города.

Новый Орлеан

В Новом Орлеане столетия насыпей и рвов фактически осушили город и затопили его, оставив около половины его ниже уровня моря. Когда в 2005 году ураган Катрина прорвал дамбу, у города не было ни единого шанса. Ураган нанес ущерб не менее 40 миллиардов долларов США и, в частности, нанес ущерб афроамериканскому сообществу города. В штате Луизиана погибло более 1570 человек.

Фото: https://www.gazeta.ru/

Если бы город не осел, ущерб был бы значительно уменьшен, а жизни были бы спасены. Решения, которые были приняты много десятилетий или более назад, проложили путь к бедствиям, которые наблюдаются сегодня, и тем, что мы увидим в будущем.

Нет простых решений

Так что можно сделать? Одним из немедленных решений является строительство морской стены или дамбы. Это, конечно, останавливает поступление воды, но помните, что морская стена тоже опускается, поэтому она должна быть очень большой, чтобы быть эффективной в долгосрочной перспективе. В городских районах инженеры не могут легко поднять землю: на обновление зданий и инфраструктуры могут уйти десятилетия. Простого решения не существует, и крупномасштабное оседание городов в значительной степени необратимо.

Некоторые города нашли «решения». Токио, например, удалось остановить оседание примерно с 1960 года благодаря более строгим правилам по откачке воды, но он не может избавиться от общего риска, поскольку части города находятся ниже уровня моря и зависят от плотин и насосов, чтобы быть обитаемыми. Смелое предложение Индонезии о переносе своей столицы может стать окончательным решением.

Рост урбанизации, особенно в районах дельт, и потребность в пресной воде означает, что проседание почвы останется насущной проблемой в ближайшие десятилетия. Решение проблемы проседания является дополнением к борьбе с повышением уровня моря, вызванным климатом, и требует решения и того, и другого. Сочетание подъема уровня моря и опускания земель все больше подвергает риску прибрежные города.