Войти в почту

Эксперт рассказал о двух сценариях участия «Академика Черского» в завершении «СП-2»

Маневры краново-монтажного трубоукладочного судна «Академик Черский» напоминают длительные переходы баржи «Фортуна», рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Эксперт рассказал о двух сценариях участия «Академика Черского» в завершении «СП-2»
© ФБА "Экономика сегодня"

Краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский», как свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking, покидает место испытаний в районе Куршской косы и двигается на запад в сторону исключительной экономической зоны Дании к югу от острова Борнхольм. Там «Черского» должны задействовать в достройке первой нитки магистрального газопровода «Северный поток – 2».

«Черский» проходил испытания с 9 марта текущего года после прибытия из порта Висмар, где с него ориентировочно демонтировали систему якорного позиционирования. Движение трубоукладчика и вспомогательных судов в районе Куршской косы указывали на то, что судно работает, используя систему динамического позиционирования.

В настоящее время «Академик Черский» с небольшой скоростью, рассказывает Игорь Юшков, движется на северо-запад.

«Он двигается на запад, но точка прибытия в трекере не указана. Однако написано, что «Черский» будет работать в офшоре, то есть на какой-то морской части, а не в порту. Судно идет со скоростью 6,9 километров в час.

Вполне вероятно, что в ночь с 30 на 31 марта «Академик Черский» сможет достичь точки, где сейчас строится «Северный поток – 2». При этом вопрос, куда же он идет конкретно, остается открытым», - прокомментировал движение трубоукладчика эксперт Игорь Юшков.

Оператор Nord Stream 2 ранее заявлял, что судно начнет работы на первой нитке газопровода в конце марта 2021 года. А 29 марта в районе Куршской косы вместе с «Черским» находились буксиры-якорезаводчики «Финвал», «Венгери», и многофункциональное спасательное судно «Мурман», а также «Иван Сидоренко».

Участники проекта активизировали силы

Суда, которые используются для завершения проекта, сосредоточены в трех ключевых районах Балтийского моря: в датской исключительной экономической зоне, в порту Муркан и на юге от острова Борнхольм. В порту сейчас располагается логистический терминал «Северного потока – 2».

Трубоукладочная баржа «Фортуна», которая является вторым основным судном, предназначенным для окончания строительства, продолжает работу в водах Дании. За последние сутки судно уложило 1,735 километров, справившись до этого с 41,849 километрами трубопровода.

«Баржа укладывает короткую недостроенную нитку и в основном работает на мелководье. Поэтому ее может сменить «Академик Черский», который способен работать как на мелководье, так и на глубоководье.

«Фортуна» способна перейти на вторую нитку «Северного потока – 2» и строить ее в то время, как «Черский» уйдет на глубину. Однако возможен и другой вариант – «Черский» встанет на вторую нитку с недостроенным участком в 130 километров, хотя данные о протяженности разнятся», - добавил собеседник агентства.

В последние дни баржу «Фортуна» в исключительной экономической зоне сопровождают пять вспомогательных судов, среди которых якорезаводчики Errie, Venie и Умка. Функцию наблюдателя выполняет судно обеспечения морских платформ «Балтийский исследователь».

С 27 марта рядом с «Фортуной» ведет гидрографические работы многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Карев», 30 марта подходило судно обеспечения Artemis Offshore, прибывшее из района Куршской косы. Оно некоторое время простояло рядом и двинулось на запад, огибая остров Рюген. Пунктом назначения у Artemis Offshore указан «шельф», хотя предположительно оно идет в Росток.

Судно обеспечения «Остап Шеремета» с 24 марта курсирует между портом Мукран и «Фортуной» и, отмечает Игорь Юшков, выполняет функцию доставщика труб, заменив ушедшее в Калининград многофункциональное ледокольное судно «Юрий Топчев». Сегодня «Остап Шеремета» уже совершило рейс от терминала «Юг» порта Мукран к барже и обратно.

Это судно по параметрам напоминает «Юрия Топчева» и «Владислава Стрижова», который продолжает доставку труб для «Фортуны». В настоящее время он следует к месту строительства.

«Если «Фортуна» продолжит работать в таком темпе, то закончит укладку первой трубы за апрель-май текущего года. Сомнений в том, что «Академик Черский» идет к барже достраивать газопровод, нет, потому что до этого подобные маневры совершала «Фортуна». Сначала она пришла в порт Висмар, после ушла к Куршской косе и после – отправилась строить», - пояснил эксперт.

Подтверждением то, что «Черский» все-таки идет на достройку становится тот факт, что Датский регулятор строительных работ в акватории уже сообщало о планах возобновления работ в конце марта 2021 года.

Активность США ставит под угрозу запуск «СП-2»

«Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год и должен пройти от побережья России через Балтийское море до Германии.

Против проекта активно выступают США, которые в декабре 2019 года ввели санкции против газопровода, вынудившие швейцарскую Allseas остановить прокладку.

Возобновление началось в декабре 2020 года, когда «Фортуна» уложила 2,6 километра труб в водах Германии. По данным Nord Stream 2 AG, в конце января недостроенными оставались 148 километров из общей протяженности двух его ниток в 2460 километров. Так в водах Дании оставалось уложить 120 километров, а в водах Германии около 28 километров.

Эксперт Игорь Юшков прогнозирует беспрепятственное продолжение строительства. Важным аспектом в данном случае служит возможность «Фортуны», попавшей в 2021 году в черные списки США, участвовать в процессе. Поэтому если ограничения распространятся еще на каких-то участников, они не прекратят деятельность.

Единственное, что может угрожать «Северному потоку – 2» в среднесрочной перспективе – это риски на этапе ввода газопровода в эксплуатацию, для которого «Газпрому» нужно собрать пакет необходимых документов и подтвердить соответствие всем строительным нормам.